п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " БОБРОВИЧИ. 1986-1990 гг."

       Страница 1977 г.в

Страница 3

 

           РЕМОНТ ПОЛОСЫ. ЖИЗНЬ В ЧЕРЛЯНАХ.

1989 год начался с «новости». Летом ремонт полосы, мы летим в Черляны. До мая месяца жизнь прошла в ожидании, наверно поэтому и время пролетело быстро.

Сразу после «майских» праздников все засобирались. Перелет прошел как обычно. Сели, осмотрелись. Народу много, надо обживаться! Вечером построение командир назначил, ну а мы на экскурсию. Украина  - не Белоруссия!

А куда в те годы ноги могли привести? Конечно, в магазин! Смотрим – глазам не верим! Стоит сухое вино, разные сорта, причем такие, что и лет 10 назад были дефицитом! А тут даже никто не берет! Европа - однако.

 Ну, Бобровичи за полчаса и размели все подчистую! Местные сразу возмущаться – одну бутылку в руки… Поздно!

 

 

Полеты шли обычно, как и дома. Немного обжились на новом месте. Гостиница, столовая, аэродром, гостиница. Круг замкнулся. Через пару недель привыкли. Каждое построение начиналось с «цирка». Всегда кто-то умудрялся «залететь». Если у летчиков в гостинице было более менее прилично «досуг» проходил, то в казарме у техников…да что там говорить, «головная боль» командира.

Проснулся утром, солнышко светит, тихо так… Думаю, а чтобы на зарядку  не сбегать? Оделся и трусцой в сторону высотки. Через пару минут Валера Кумарев догоняет. Бежим себе потихоньку. Слышим, сзади еще кто-то «шлепает». Да, не одиноки мы с Валерой, надоело еще кому-то командировочная жизнь! Оборачиваемся, а это командир полка – Заплутахин, тоже на зарядку вышел.

- Молодцы! Делом занимаетесь. Надо было и подчиненных с собой взять!

Утром на построение очередной «разбор» прошедшей бурной ночи. Коман- дир не выдержал в конце и говорит:

- Ну сколько можно пить? Вы как с цепи сорвались! Вот берите пример с летчиков (называет наши фамилии) – утром только солнце встало, люди зарядкой занимаются, а Вы? Уже все выпили в радиусе 50 километров!

Честно, скажу на зарядку больше не ходил, то полеты, а потом и в отпуск стал собираться. 

         

Учения продолжаются и в отрыве от базы.

 

СБОРЫ ПО ПУСКАМ РАКЕТ В ДУБНО.

Солгласно плана боевой подготовки впереди «нарисовались» сборы по пускам УР (управляемых ракет) в Дубно. Лететь, честно не хотелось, потому что через неделю в отпуск. А тут еще и спина стала «клинить».

В кабину еле-еле залазишь. Поговорил с комэской.  Ответ короткий, как выстрел – «летишь». У штурмана не было допуска на пуски ракет, вот и стали собираться на сборы. Самое смешное в той ситуации, что штурман у меня был Андрей Алейников. Ему надо было продержаться максимум полгода до пенсии. Проблема простая – зрение! ВЛК он проходил просто.

 


На траверзе Хмельницкая АЭС. Не промахнуться бы…

Выучил таблицу наизусть, а мог «видеть» только верхние две – «Ш» и «Б», и то лишь по той причине, что их просто не перепутаешь. Ракеты надо пускать Х-25, там в основном работа штурмана (он наводит на цель по радиолучу).

 Летчик пускает в район цели, а дальше, извините, точность нужна от штур- мана.

Подошел к замкомэске (Сутурин С.Г.), обрисовал «проблему».

- Да я все знаю! Пусть очки берет, не стесняется. А в крайнем случае и сам отработаешь без проблем.

- Знаю, «плавали»…

Летим на тактический пуск. Сутурин на полигоне, еще километров за 50 до Повурска, вышел на 5 канал и говорит в эфир:

 
 

         - Ты скажи «правому», пусть «фокус» наводит…

Андрюха улыбается, достает футляр с очками и через минуту докладывает:

- К стрельбе готов!

На следующий день уже пускаем ракеты. Три вылета, в каждом по две ракеты. Видно не задалось нам в тот день.

Один пуск, второй - ракеты сходят нормально, но… «проваливается» вниз и не управляется. На земле в классе ОК (объективного контроля) сидит заместитель генерального конструктора, женщина средних лет, смотрит пленки тестера и, не найдя «крамолы» в действиях летчика, выносит вердикт:

- К экипажу претензий нет!

Летим другой вылет. Картина аналогичная. Опять класс и снова те же слова.

Летим третий вылет. Тут уже Андрюха начал возмущаться (хочется ракетой в цель попасть):

- Да сколько можно? Не ракеты, а бревна!         

Крайняя ракета сошла нормально. Даже стала управляться, что вызвало бурную реакцию у штурмана. Только радость его длилась секунды - на конечном этапе, видимо, «головку» переклинило и, на высоте метров 25, она вышла в горизонт и летела пока сил хватило. Правда попадание оказалось точное, только совсем в другую цель. РП полигона участливо так спрашивает:

-Вы, по «27-й» цели работали?

 

 

-Да!

- Прямое попадание!

Весь «сыр-бор» с этими ракетами был из-за того, что КБ решило модернизировать ракету «Х-23», кстати отличная ракета и пускать ее было одно удовольствие. А новое детище («Х-25) было сырое. Такая же картина и у других экипажей. Разговаривая с представителями КБ этих ракет, узнали, что стоимость каждой или 1,5, или 2 «ГАЗ -24». Андрюха со злости говорит:

- Лучше бы дали нам по одной и все дела!

Прилетели назад в Черляны недовольные, с обострившимся радикулитом и «допуском» штурмана на пуски ракет.

Загрузка  ракет на очередной вылет.

 

ГОСТИ С ГЕРМАНИИ.

Скоро в Черлянах обжились как могли. Львов рядом, можно на «экскурсию» съездить, немного развеяться. В округе ставки – для рыбаков раздолье. Но бывали такие моменты, когда «золотой запас» заканчивался. Народ «грустнел», особенно это было «заметно» в выходные.

Как-то в пятницу, через нашу «точку» пролетала группа «МиГ-21-х» с ГДР. Эскадрилья села, пообедала, заправила самолеты и дальше, кажется, в район Астрахани на учения. «Живые» немцы на аэродроме вызвали интерес. Кто когда-то служил в Германии даже успели «пообщаться». А вот самолет Ан-26, с техни- ками на борту, по какой-то причине остался ночевать в Черлянах.

Поселили экипаж на нашем этаже. Комфорт - супер! Как раз на выходные отключили воду – живи как хочешь. Ближе к вечеру слышу в соседнем номере шум подозрительный. Тут в номер заходит Саша Королев (это он чуть ли не силой затащил в гости командира и второго пилота) и спрашивает:

- Саня, есть что-то выпить? А то гости «пришли», неудобно!

Нашли в комнате грамм 200 спирта, Заходим вместе в номер. Ну, сидят два «ганса», один - постарше (командир) и второй – помоложе. Потихоньку начали «про жизнь» говорить. Сашка им наше угощение – сало, хлеб и спирт водой разбавил, да так, что он с хлопьями осадок получился. Ну, конечно, лучшее гостям! Те вроде начали сопротивляться, но советские летчики возражений не принимали. Смотрим, им минут через 10 похорошело. Они собираются в номер к себе, за презентом.

В это время заходит к нам наш «особист». Парень отличный, кстати, сам в этой системе оказался почти случайно (бывший техник) и многие с ним были в хороших отношениях, частенько сиживал у нас в гостях. Видит такое дело и говорит:

- Вы же только не скажите, что я из КГБ. Я просто инженер по РЭБ.

Пришли немцы. Командир по-русски знал пару слов, а «правак» учился в Монино и прекрасно все переводил. Братья по оружию принесли бутылку шнапса. Еще через 15 минут компания начала «летать», правда «низенько-низенько». Перешли к знакомству. Каждый из нас представился, немцы уважительно кивают головой. Подошла очередь «особиста».

- Майор Иванов, инженер эскадрильи.

Немец, командир экипажа, уже в очень хорошем состоянии, вдруг встрепе-нулся, сфокусировал свой взгляд на особисте, с минуту смотрел на него и выдает реплику, водя указательным пальцем перед собой:

- Найн инженер! Их бин КГБ!!!

Все начали говорить, что действительно инженер. Немец не верил, только качал головой. Потом, после каждой выпитой рюмки, невзирая на тему разговора, «ганс», как будто приходя в «нормальное» состояние все повторял фразу обращаясь к представителю органов:

- Найн инженер! Их бин КГБ!!!

На следующий день борт улетел в Астрахань. По всей видимости, самолет пилотировал правый летчик…

 

ПРОСТОЙ БЕЛОРУССКИЙ НЕГР ВАСЯ…

Как-то сидели в классе и кто-то рассказал прикол. В Мозыре, работал обыкновенный негр. Черный, цвета самого настоящего, ни с кем не перепутаешь. Возраст – лет под сорок, работал то ли  рабочим, то ли еще кем-то на предприя- тии, не столь важно. Знали его в городе все! Жил он здесь , кажется, от рождения. А в те далекие времена выпить пива с «бочки» была если не проблема, но и не свободно на каждом углу. Короче, Вася (его настоящее имя) решил слинять с работы и опохмелиться, наверно. Бочка с пивом стояла на въезде в город под мостом через Припять. Время подходит к 12.00, Вася стоит и с местными «балуется» уже не первой кружкой. В это время едет на автобусе с Калинковичей его начальник. Смотрит с моста вниз и видит Васю с кружкой в компании, весело размахивающего руками. А перед этим начальник лично его проинструктировал и озадачил какой-то срочной работой!

Часа в три дня вызывает Васю в кабинет.

- Ты где был в 11.45?

- На объекте, устранял неисправность как Вы сказали. Вот только пришел.

- Вася, е@....., в это время, рабочее кстати, ты стоял пиво пил под мостом!

Вася делает невинное лицо и говорит:

- Вы наверно, Петр Петрович, обознались! Наверно с кем-то спутали?! Я был на объекте!

Начальник, чуть не подавившись от его ответа, тихо говорит:

- Вася, е@...., тут в радиусе 200 км ни одного «негра» днем со светом не найдешь, а ты мне «обознались»!!! Последнее! Китайское ! Предупреж- дение!!! Свободен! Обознался, е@......! 

БОМБОМЕТАНИЕ В «РЕЗЕРВЕ»

            В конце 80-х годов в  32-й дивизии (штаб в Старо-Константиве) было модно ежемесячно проводить проверку боевой выучки летного состава - вылет всех трех полков ("Старый", "Канатово" и "Бобры") с боевым применением через три полигона (обычно "Полесский", "Ружаны", "Повурск", "Киево-Александровка", "Буйновичи" и "Компанеевка").

 


Бомбометание в «резерве».

 Удовольствие, скажу прямо, не из приятных. Только не в плане самих полетов, а в "методике разборов" с привлечением парткома и разной дребедени. Ошибки бывают всегда и от них никто не застрахован, вот только когда эта канитель сопровождается ( в случае ПЛП, "привоза"бомбы и т.д.) ночным рисованием схемы 1.80 на 2.20, к утру!!! Вот этим и не нравилось абсолютно всем.

Если стоит ПМУ – вообще нет проблем никаких, но когда хотя бы хорошее СМУ, тогда картина менялась довольно сильно, особенно на наших простых Су-24 , а наличие режима "Встреча" (РСБН), воспринималась нами, как "манна небесная".

Был у нас старший летчик, у которого всегда в день таких полетов, была какая-нибудь причина: то флюс, то глаз, то температура…причем натурально, без каких-либо вопросов со стороны командования.

            Мне "повезло" всего раз…при выруливании на ВПП "завалились" (отказали) почти все приборы…Надо было видеть радость штурмана!!! Да и мне, скажу честно, было приятно, все же "перерыв" небольшой. Правда на второй вылет нашли "запасной" борт и вылет состоялся.

 
 

         Только взлетели и при отходе на маршрут "сдохли - РСБН, БЦВС, ДИСС , СКВ и еще что-то. Доложил РП –"посоветовали" сгрузить на своем полигоне в "резервном" режиме (а висело 4 по"250кг"). Это ж совсем другое дело! Нижний край метров 200-250, неровный, дождик и видимость на пределе…Говорю штурману :

- Посмотри по таблице время "задержки" с высоты 200 метров?

- Все нормально, 4 секунды!

Дошли до полигона, предупредили РП, летим в общем боевом порядке. Цель появилась, все нормально…наложил "марку", отсчитываю …

- 21…22…23…24! Сброс!

Зажал БК…а сброса нет…лампочки горят!, бомбы "висят" и не собираются

"уходить". Далее "немая" сцена в русском переводе, вместе начинаем лихорадочно "вращать глазами" по кабине и оба уставились в не включенный "Главный"!!!

            А время идет…самолет летит…штурман лихорадочно всей "пятерней" двинул по выключателю, зажимаю снова БК…пошли родные в "залпе".

Ну, думаю секунд 5 прошло с  момента сброса, это ведь больше одного километра 100%!!!Вот это будет разбор!!!

            Летим, а сами с тревогой ждем результатов, заодно размышляю - где ватман брать на схему?

            -Молодец, 353-й! Шесть нулей!!! Молодец!

            Наверно издевается ? Не верим! Но оказалось что-то мы напутали со временем задержки (штурман в то время уже жаловался на зрение и мог только различать две буквы – " и " и то благодаря своей натренированной памяти), а наши судорожные телодвижения по кабине в поисках "причины" несхода бомб, привели к отличному результату…

            Вот и не верь тому, что ни делается, то к лучшему…

 

БОМБОМЕТАНИЕ ПО СВЕТЯЩЕЙСЯ ЦЕЛИ.

Решило начальство расширить наши боевые возможности в плане. Гото- вимся к бомбометанию с ППВ по светящейся цели (ночью). Провели подготовку, все разобрали, вопросов нет. Наступили сумерки, впереди ночь. Запускает кавалькада бортов и так, с интервалом 3 минуты, пошлепали на свой полигон Буйновичи.

 

 

Вообще то ничего проще бомбометания с ППВ нет – увидел цель, опустил подвижную марку  и жди! Цель подошла – зажимай БК и ты отличник! Летим по маршруту и два прохода через полигон. Шли, кажется 3 или 4. Одна особенность была – прямо на боевом курсе деревня Буйновичи. Самый лучший ориентир световой – это лампа дневного света у сельсовета. Почти строго по курсу. Летим, а со штурманом уже обговорили как и всегда работая с ППВ – вижу цель, уверен, работаю с ППВ. Нет – с РПО. А тут только сумерки заканчиваются, да еще дымочка малость мешает. Ладно, прилетим разберемся.

Выходим строго по времени, впереди полигон и вот она светящаяся цель! Ура! Говорю штурману:

- Вижу цель, кажется она!

- Не спеши, ближе подойдем.         

Полет на бомбометание по светящейся цели.

 

- Да нормально видно, и дальность вроде соответствует!

А сам смотрю на дальность – нет что-то не то? Палец (уже готовый нажать «Прицельную марку») отпускаю и смотрю дальше. Деревня под крылом прошла. Всматриваемся, а сами все с РПО готовы сбросить. Нет не видно. Тут уже только перешел на режим бомбометания с РПО, зажимаю БК по миганию лампочки «огонь» - появляется наша светящаяся цель. Сбросили бомбу. Уходим. Все просто! Ночь только начинается, дымка и самое главное – плошки, обозначающие цель еще не успели разгореться!!! Вот поэтому и видно ее было только в момент, когда цель закрывается носом самолета.

Второй проход уже работали с ППВ. Цель (а не сельсовет!) видно хорошо, спокойно сбросили, даже «удовольствие» получили от простоты работы.

Садимся и наблюдаем какое-то непонятную суету возле высотки. Выбегает командир звена, побежал за машиной, куда-то ехать собираются, хотя в плановой еще полетов хватает? Потом узнаем «новость». В первом заходе 3 или 4 экипажа «отработали» по сельсовету. Хотя бомбы маленькие «П-50Ш» (болванки в принципе, только с трассером), но все равно неприятно. Уже на следующий день узнали, что «жертв и разрушений» нет. Ну, и слава богу!

 


Командир дивизии генерал Кушнерук на итоговой проверке.

Штурман полка с группой помощников уехал с утра «улаживать» конфликт с местным населением. Вообще, местное население близлежащих деревень было хорошо «обстрелянное», привыкшее так сказать, что живут рядом с полигоном! Дедушки с бабушками войну пережили… Если и найдут где в огороде «бомбочку» или ракету С-8 – шум не поднимали. Ну, а дальше то что сам слышал от ребят.

Приехали, «староста» уже ждет! Отлили с канистры его «долю», пошли по дворам, где бомбы лежат. «Литраж» (возмещение моральных издержек) уже существовал давно. Поэтому претензии «растворялись» очень быстро, на «Урал» грузился хвостовик бомбы и все! Когда все было собрано и группа собиралась отъезжать, подходит бабуля преклонных лет и говорит:

- Сыночки! А со мной рассчитываться думаете? У меня ведь тоже «энта» зараза в огороде лежит!

 

 
 

         Неужели еще кто-то втихаря сгрузил не туда. Приходят, смотрят. В огороде торчит «хвостик», но видно, что давно бомба лежит. Прочитали позывной  (перед полетом экипаж отверткой царапает три цифры своего позывного на стабилиза- торе бомбы, на всякий случай, если вот так приходится разбираться) – нет не наша, слава богу! И тут следует замечательная фраза штурмана полка:

 

 

- В следующий раз приедет (называется имя – отчество штурмана другого полка), вот он и рассчитается!

В машину и домой. Больше претензии не принимались. 

МОЖЕТ ХВАТИТ МАСТЕРСТВО ПОКАЗЫВАТЬ!!!

Выполняю контрольный полет ночью. Инструктор – инспектор с дивизии, а если точнее, наш бывший командир 2 АЭ, Касьянов. Отлетали в зоне, заходим на посадку. Все тихо, спокойно. Касьянов весь полет промолчал, только в зоне взял управление, минут пять покрутил виражи и дальше сидит спокойно. Прошли «дальний», «ближний».

         

Руководящий состав полка. 1989 год.

 

Выравниванию и касаемся мягко полосы. Задержал ручку. Нос самолета плавно, буквально по сантиметрам, начал опускаться. Вдруг чувствую, ручка управления стала «тяжелой» и застыла на месте. Мало того, плавно стала уходить на меня. Нос самолета замер и, понемногу, стал идти вверх! Ослабил усилие на ручке, сижу и думаю – «дивизия» решила мастерство показать,  «нос» подержать как днем! Ну ладно, держи сколько хочешь, а сам вперед смотрю за направлением пробега. Парашют на «выпуск», бежим, а ручка все идет и идет на себя. Взгляд случайно (на долю секунды!) «проскользил» по НПП и увидел , как планка положения  «глиссады» подходит к верней границе. Взялся за ручку и понял, что это «автомат» включился на посадке! И в этот миг по СПУ раздается недовольный голос:

- Может хватит мастерство показывать!? Конец полосы скоро!

Отключаю кнопкой САУ - «автомат». Ручка управления сразу «обмякла», стала свободной. Опустил переднее колесо, притормозил. Освобождаю полосу.

- Ты что и ночью как днем летаешь?

-Да вообще – то я думал это Вы управление взяли?

Пока рулили по РД, разобрались – включился «автомат». На пульте управления он не выключил САУ. Но вопрос остался – почему он (автомат) включился? Касьянов за «ручку» не держался, а мне, чтобы включить на РУС, надо специально умудриться…а на «выравнивание» это не возможно.

 

 


Молодежь за спинами «стариков».

МОЛОДЕЖНОЕ ЛТУ.

Подходил к концу 89 год. Нарисовался новый боевой расчет. Полк ждал пополнение. Приходит молодежь 88 года выпуска. Год (1989) они летали в Бердянске и к нам приходили уже «достаточно» освоившие Су-24. У нас было желание, чтобы их отправили в отпуск, а к концу зимы и можно начинать летать. Будет весна, нормальная погода, а зимой у нас «минимум» стоит или нелетная погода. Но командование видимо по своему решило. Сказали - «возить»!

В основном это касалось командиров звеньев, т.к. каждому досталось по три «орла». Ну, возить - так возить! По возмущались, конечно, в курилке и только.

Ребята пришли хорошие, вкусили свободной жизни на берегу моря. Отдохнувшие приехали, чувствовался летний загар на лицах. Сдали зачеты, приступаем к полетам.

 
 

            Первая летная смена как по заказу! Минимум стоит 100 на 1. Курс взлета 1130 (если не ошибаюсь), дымка густая и солнце прямо в глаза. Прошли тренаж, предполетные.

Первый вылет с первым лейтенантом. Остальные ходят вокруг самолета. Заглянул в кабину – стоит «короткая» ручка. Техник вопросительно посмотрел (а в глазах немой ответ – долго переставлять) на меня – я махнул рукой, не надо. Потом пожалел, малость!

Думаю - налет 60 часов у всех, «горизонт» и «по глиссаде» снижаться, наверно, научили. Тут еще спешка, взлетаем вторыми или третьими. Садимся в кабину, запускаем.

 

 

Смотрю в кабине на запуске начинает «копаться» долго. Ладно, «перерыв» - святое дело, давно не летал освоится. На полосе запросили, дали добро – взлетаем. Видимости почти никакой, солнце слепит в глаза страшно!

Начали разбег, скорость подходит к 200. Одной рукой прикрываю глаза от солнца и собираюсь посмотреть на углы атаки, как мой бравый лейтенант одним махом рванул ручку, да так что, мне «показалось», будто сейчас «задницей» чиркнем по бетону. Какие там углы атаки? Ручку управления от себя, самолет, чуть уменьшив угол, отрывается. Ну, честно, не думал что «взлет» представляет трудность! Набираем высоту. Смотрю - режим (даже горизонтальный полет!) на «троечку» еле тянет. В зоне пилотируем, а сам думаю – на посадку надо зайти без ошибок (погода действительно плохая). Вышли из зоны, говорю:

- Отпускай ручку дорогой, можешь слегка держаться, смотри на приборы. Будем заходить. Все остальное по моей команде.         

Это пока только взлет, а что дальше будет?

 

Нормально зашли, хоть и неудобно с короткой ручкой (попотел малость), но ошибок вроде больших нет. Видимость действительно не больше километра, да еще солнце в лоб добавляет. Короче «удовольствие» от полета получил!

На стоянке отошли в сторону, спрашиваю:

- У тебя какой налет реально, только честно!?

- Часов 30… наверно…

Тут техник под руку попался:

- Ручку будем менять или так летать, с короткой, будете?

- Менять!!!

 


Бомбим… и не плохо бомбим! А что остается делать…

Подзываю еще двоих своих «орлов».

- А у вас какой налет?

- 40…. 45….

Но в летной книжке у всех за 60… Это потом уже откровенно сказали, что иногда «летали» на пляже загорая ... Ну, да ладно, разобрались.

В этот же день примерно такая же картина и у других инструкторов была. Кстати, наверно половина вывозной программы в полку так и отлетали, при «минимуме» - весь полет в облаках, на посадке не успел «очухаться» – вот уже сели и бежим по полосе. «Плевались» мы долго, но летали. Потом подошла погода нормальная, вылетели все «самостоятельно». До сентября потихоньку освоили маршруты, бомбометания, полеты парой. В итоге должно по программе «летно-тактическое упражнение» в составе эскадрильи.

 
 

         Подошел сентябрь. В принципе, все полеты в «галочку» закрашены. Все экипажи выровнялись, проблем нет. Командир АЭ, Сутурин С.Г. уезжает по замене за границу. Он уже и чемоданы собрал, а уехать не может. Начальство сказало категорично – пока не проведешь ЛТУ, никакой замены.

Наконец дают два дня нормальной погоды, планируют ЛТУ. Готовимся, дополнительно тренируем молодежь по всем вопросам и вариантам. Маршрут стандартный, полигон свой – «Буйновичи». Первый день полетов по типовой схеме дорабатываем пробелы, подгоняем отставших. Боевой порядок как на ЛТУ – звено в плотном боевом порядке.

Первый вылет – ПМУ. Второй вылет – появилась облачность, после полигона пришлось «пробивать» облака. Ведущий (Сутурин) дал команду разомкнуться (отворот на 10 градусов) и выдерживать скорость 800. Выходим за облака – своего не вижу. Ведущая пару наблюдаю, ведомый там хоть и отстал, но Сутурина догоняет, нормально! Штурману своему говорю:

- Крути головой, наш ведомый где-то рядом должен!

Запрашиваю его позывной… молчит! Еще раз – тишина. Сам отхожу в просматриваемую сторону, смотрю за ведущей парой. Тут над головой, чуть справа, проносится борт! Это наш ведомый! Хорошо, что не завалил! Нас не видит, но, главное молча, мчится к ведущей паре. Штурман чуть не подавился вопросом – а про нас забыл? Догоняю, поравнялся – он увидел, на лице радость! Мой штурман машет у виска пальцем. Ладно, прилетим - разберемся, вернее – объясним. На облака не рассчитывали, честно говоря.

На земле подробно рассказал, как «пробить облака», как не оторваться, а самое главное – как вести себя в такой ситуации. Все понятно? Всем все ясно! Молодцы!

К вечеру приехал заместитель командира дивизии, бывший командир полка, полковник Черный. Будет «надзирать» за ходом ЛТУ. Провели летучку, завтра полеты.

На следующий день погода повторилась один к одному, как и в первый день. Кажется, два вылета слетали, а вот крайний вылет… наверно запомнился многим! Нижний край по маршруту не выше 500-600 метров. Ладно, лететь можно без проблем. А вот на полигоне – сильный дождь идет, нижний край 200 метров и «рвань» еще ниже. Летим и думаем, главное - чтобы лейтенанты не рассыпались! А я так вообще в хорошем месте – впереди лейтенант и сзади, лечу не «шелохнув шись».Чем ближе к полигону, тем становится темней и дождь лупит уже конкрет- ный. Встали в «кильватер», превышение метров 5-10 (главное не потерять), летим. А время тянется ужасно долго. За лейтенантов переживаем, но нормально, держат- ся, хотя и видно «попытки» шарахнуться из стороны в сторону.

Все - «работаем», в момент сброса высота метров 150, выше облака. Кило -метров через 30 от полигона нижний край поднялся до 600 метров. Мы летели первыми, следом еще три звена. По радиообмену – вроде все «работают», хорошо!

«Против шерсти» выходим на точку, далее ко «второму» и роспуск. А Сутурину С.Г. надо ведь отметиться над родным аэродромом (завтра можно в Польшу ехать). Запрашивает «проход» над стартом. Дают добро! Ближе подходим, снижаемся, а впереди – вот та вся погода с нижним краем 200 и меньше уже выходит на точку и удаление километров 8! Ну, пройдем над стартом – краси-во, а дальше? Так в облака и воткнемся в плотном боевом порядке?

Прошли, прогрохотали, отвернули ко второму развороту и воткнулись на 200 метров в облака! Следом еще звено выходит – короче, начинается «заход» по командам РСП.

- Доверни вправо…займи 1200….протяни…выполняй…запрещаю!!!

Конечно лейтенантам тяжело, «гвалт» в эфире малость был, но отдать должное молодежи – выдержали  боевой порядок и худо – бедно, но посадочный вышли. А нижний край метров 200, ясное дело – допуска у них такого нет, но садиться надо. Даже то, что ветер боковой с углом сноса градусов 10-12 был, не помешал нормально зайти, а вот после «ближнего» (что для них было полной неожиданностью!) ветер менял направление на 180 градусов!

Сам заходил – удивился, не помню такого. Подобрал уголок. Сели мягко. А ветер чувствуется очень сильно, конкретный «боковик» - парашют выпустил- удержать самолет трудно! А вот после моей посадки и началось то самое «интересное»!

Мой ведомый, в результате таких «волнений», парашют сбросил раньше и чтобы не выскочить с полосы по направлению – не рассчитал с тормозами. Слышу тихий голос:

 

 

- … выкатился… выключился!

Смотрим – стоит в конце полосы (вроде нормально), но не «шевелится».РП уточняет:

- Далеко?

- Метров 5!

Обидно до слез! Ну ладно, это не страшно. А дальше так было – ведущие заруливают, а молодежь (однотипные ошибки из-за ветра) – то до полосы примостятся, то направление не выдержат. Еще один выкатился, но уже чуть дальше, другой сошел с полосы не доехав до конца. Один умудрился сесть на правую сторону, уйти влево с полосы, по грунту метров 250-300 (потом ходили смотреть следы – колея прошла в сантиметрах от огней глиссады, ничего не зацепил!), выскочил на полосу и нормально ее освободил!

Самый удачливый на посадке.    фото М.Брянский

 

Наконец все сели. Аварийный тягач малость «поработал», стащил все самолеты до кучи на ЦЗТ. Осмотрели – все вроде целое. Жертв и разрушений нет. Приехало начальство. Зам.ком.дива (п-к Черный) спустя час собрал эскадрилью  в торце ВПП и «командирским» голосом говорит:

- ЛТУ засчитаю только в том случае, если нет ни одной забоины в двига- телях! К утру приведете в нормальное состояние полосу безопас- ности и сотрете все следы ваших посадок до полосы!!!

А на полосе гравия от чьей-то посадки – можно лопатой собирать!

К утру все устранили. Через пару часов инженера доложили, что двигатели в отличном состоянии, нет ни одной царапины. Мы вздохнули с облегчением – не надо рисовать и оформлять предпосылки. Ну а то, что так вышло? Что ж, бывает! Для молодежи, конечно, было трудно, но справились!

 

 


Командир полка полковник Заплутахин В.

КРАЙНЯЯ ЗАМЕНА.

Как всегда, любая замена происходит неожиданно, во всяком случае у меня. Не собирался уезжать, но опять по воле случая, нашлось место в Канатово. Честно говоря не собирался, но тут штурман мой, Витя Романов настоял. Ну, а когда «завертелось», вроде отступать поздно. Хотя с документами о переводе затянулось до такой степени, что я и думать перестал. И уже осенью, забыв про все договоренности (видимо не судьба вернуться в 727 полк) на каких-то сборах в дивизии мне говорят:

- А ты что не едешь к нам? У нас «выписка» на тебя есть, уже месяца два!

Чуть не вырвалось – какая выписка?

Приехал домой, разобрался – действительно, «перевод» лежит строевом отделе.

Подхожу к командиру.

 
 

         - Ты еще молодежь повози, вот сейчас ночь начинать надо, а потом поедешь!

- Да я еще в отпуске не был, а это только через профилакторий

 

 

Подумал командир, подумал и сказал:

- Все! Пиши рапорт на отпуск и в Канатово!

 ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА С БОБРОВИЧАМИ…

В 93 году приехал в Бобровичи на один день, надо было сдать номера на машине, Союза нет уже и возникли проблемы. Пока в Мозыре все оформил до обеда, бегом на автобус по старой памяти. Ничего не поменялось, даже время отправления! В автобусе много знакомых, там же и узнал, что завтра утром «перегоняют» в Россию крайнюю десятку бортов.

         

Крайние самолеты полка на аэродроме.

 

            Сразу заехал в штаб, там контроль готовности. Приятно встретить своих ребят. Посидел в классе, зашли в столовую на ужин. Понял, что вечер «не удался». Улетают, у каждого есть дела. Попрощались. Прошелся по городку и на вокзал. Хорошее место было. Часто вспоминаю, а службу там одним словом называю – санаторий. Кто служил – поймет!

 


Родной аэродром…

Прощайте, родные Бобровичи!!!

 

Родное название…

 

Страница   1    2     3

 
Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz