п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " ВЕНГРИЯ, КУНМАДАРАШ  1981 – 1982 гг."

       Страница 1977 г.в

Страница 2

 

 

БУДНИ КУНМАДАРАША.

         Командиром 1 АЭ был майор Немов. Своеобразный человек. Вроде и возраст уже хороший, но ходил в «майорах». Правда ребята рассказали небольшую историю, может она и была тем «тормозом», не знаю. Еще не посмотрев летные книжки, мимолетом прозвучало, что летный состав задействован на «объекте», смысл которой мы поняли чуть позже:

- Эскадрилья строит БАНЮ!

 А было годом раньше вот что… Летом надо было выполнить полет на спецзадание, обычное дело в разведполках, но маршрут проходил над озером Балатон. Полетел сам командир. Балатон, всегда был запретной зоной, дабы не мешать отдыхать «загнивающим капиталистам». Для этого полета разрешили даже изменить высоту над озером, но не ниже 1500 метров! Не знаю, что двигало комэской, но он прошел как положено, почти через все озеро на высоте такой маленькой, что отчетливо «читался» бортовой номер «Яка».

С майором Немовым Е.Д. на Балатоне.

 

         

А в это время на пляже в Балатонфюреде, где находился наш, санаторий ВВС, почти всем составом «загорала» боевая подготовка ВВС ЮГВ. Эффектно пройдя над ними на высоте метров 10-20 и, «помахав крылом», полет продолжался дальше. Но уже на посадке, на ЦЗТ, стоял вертолет с запущенными двигателями «приглашая прокатиться» в Будапешт, на прием к Командующему. Вечером, тот же вертолет, привез нашего «комэску». А первыми словами его были :

- Строим БАНЮ!

         Не знаем о чем они «беседовали» с Командующим. Повинился наверно, а повинную голову… Но мы знали хорошо, что Командующий сам к ней (бане) родимой относился очень хорошо. Может быть именно этим и «растрогал» его Евгений Дмитриевич…

         К стройке, говорят ребята, приступили уже на следующий день! Я сам свидетель, когда бы не прилетал командующий, первым делом с Ан-26 выезжала «Волга» и маршрут был один - в зону первой АЭ, где строился наш объект.

         Нам с Толей Лукиных повезло, мы приехали, когда баня уже была в основном построена, но за год и нам досталось приложить руки. Это была настоящая ударная стройка. Почти ежедневные тренажи мы проводили на объекте, успевая за один час, уложить «Камаз» бетона в дорожку или в опалубку. «Шеф» мог договориться с кем угодно, а еще, строящиеся для нашего полка штаб и высотка были просто «манной небесной». Правда, как таковой спирт отсутствовал довольно долго в АЭ, все шло в расчет наверно с мадьярами, но хорошо помню озабоченное лицо начальника фото-группы, как он протирал объективы во время паркового дня одеколоном "Русский лес" и на мой немой вопрос, махнул рукой в сторону бани.

Дни потекли очень похожие друг на друга. Утром встречались все в столовой. Потом шли на аэродром и всегда «ориентиром» служил Серега Зарубин. Пунктуальный во всех вопросах, в том числе и в полетах, до такой степени, что у всех вызывал уважение, если не восхищение. Он приходил всегда на построение ровно пять секунд до команды «равняйсь!». Бывает, сидим с Сашей Прониным в столовой, заговорились… Смотришь на часы – опаздываем! А начальник штаба подполковник Загитов жестко держал руку на пульсе и с опоздавшими, независимо от должности, всегда припасал «подарок». Давай быстрым шагом на построение. Опоздай хоть на пять секунд, хоть на 5 минут – результат один – в «черный» список. Торопимся… дорожка узкая. Вдруг Саня говорит:

- Не спеши! Вон Серега идет, значит не опоздаем.

А у Сережки были намечены «ориентиры» (дерево, здание, переезд железно- дорожный) и все привязано с абсолютной точностью по «времени прибытия» на построение. Мы его обгоняем, держим дистанцию и успех обеспечен. Наверно , кто служил и летал с Сережкой Зарубиным, смогут подтвердить, что его пунктуальнос- ти надо было отдать должное.

Первый месяц совпал с подготовкой к «новому учебному году». Полетов почти не было. Вся «главная» задача летного состава состояла в том, чтобы оформить тетради подготовки к полетам и тетрадь общей подготовки. Немов долго инструктировал, настраивал, грозил, что к нерадивым, если такие будут при проверке руководством полка, ждать будет… «расстрел»! После этого практически не видели, кроме построений, недели две. Нам то с Толей, ясное дело, надо начинать с нуля, а летный состав, не успели затихнуть последние фразы комэски, начал заниматься каждый своим любимым делом… газеты, книги, шахматы… Самое главное, только не тетрадями. Не напрягаясь, на третий день мы уже все закончили с оформлением. Смотрим карты с районом полетов и плавно тоже переходим на «художественную литературу»…

 

Выпускники 1978г Шатров, Быков, Зарубин, Касенбаев.

 

Через две недели, как ураган, «залетает в класс Немов. Народ с умным видом изображает активную деятельность… На вопрос, как идет подготовка, пару человек ответило, уж больно много работы!

- Постарайтесь, постарайтесь…Сроки сдвинули и проверка будет через неделю!

В классе раздался вздох, который означал, что навряд ли успеем…

Еще неделя отдыха. И вот настал день проверки. Перед этим «прибытие» Немова стало уже иметь более чаще, но разговор оставался неизменный – «успеете или нет?»     

 

Кто-то в сердцах пытался даже сказать знаменитую фразу: – «Вы даете нереальные сроки, товарищ командир! Это ведь столько работы!»

В итоге после построения, за полчаса, были вырваны с новых тетрадей листов пятнадцать, вставлены со старой фотографии со схемами, кроками, радиообменом, запасными аэродромами и процесс подготовки был завершен!

Замечаний не было. Растроганный Немов был удовлетворен таким подходом до глубины души…

         С марта начались полеты постоянно. Эскадрилья «МиГ-21» переучивалась на «Су-17», поэтому весь план давала наша, 2-я АЭ. Как-то штурманы имели неосторожность «пожаловаться» командиру, что 20-25 минут между вылетами -  мало для пересадки к другому летчику в самолет.

Первые полеты на полковой спарке с командиром АЭ.


На полетах

Немов внимательно выслушал. Ушел озабоченный, а когда пришел доводить плановую таблицу, оказалось, что теперь должно хватить и 15 минут! Вспомнил, попутно, про «долг», «план» и «совесть коммунистов»…

А коронная фраза командира эскадрильи, звучащая довольно часто:

- Мы беременны происшествием! - помнится до сих пор.

То, что в Казахстане вообще не считалось проблемой (а я пролетал практичес- ки все время  там, может «нарисовав» 3-4 карты, да и то масштабом в 20 км), тут через неделю заставили обзавестись штурманским портфелем, а количество карт порой у летчика доходило до 35-40, причем разного масштаба. Точно такой же комплект карт был, даже еще больше – у штурмана в экипаже.  У меня до этого сложилось мнение, что портфель «летчика» предназначен совсем для других целей!!! А ту в один миг остался без него. А что самое

 
 

невеселое, все хранилось у дежурного по штабу. Карта «2-х километровка» считалась чуть ли не «сов. секрет- ной». Передаче кому-либо на полетах без «формы 7» было равносильно минимум строгому выговору или начальник штаба полка мог оформить по «010» приказу. Вот вам и издержки «передовых рубежей».

Что приятно поразило, так это первые полеты ночью. В Казахстане ночью ориентиров световых можно было увидеть, разве что в черте города. Привыкли к темноте, до сих пор вспоминаю, как с вожделением ждали восхода Луны… Был просто «праздник», а полет в лунную ночь доставлял удовольствие, даже на полигоне в полнолуние, казалось, что летишь почти днем. На маршруте не мог дождаться, когда появится огонек ж/д разъезда…А сколько раз было на тактичес- ком полигоне, костер (для которого РП на полигоне оставлял чабану на заброшен- ной степной кошаре минимум две канистры керосина) почему-то не горел… А попробуй «привяжись»…

 

Первый полет (ночью) в Венгрии приятно удивил – с непривычки трудно было найти на первом развороте даже свой аэродром! Все светится, как новогодняя елка. Поднялись на 2000 м видно Дебрецен, аэродром с КНС. Да, дела! Пришли в зону, там и полигон тактический. Смотрю и не верю своим глазам – для привязки наш КНС «отбивает» сигналы… Серьезный подход. Конечно не всегда, но было дело.

А потом начались будни. Полеты, предварительная полеты… В гарнизоне два полка: наш и 1-й Гвардейский, все немыслимых орденов и наград, АПИБ. Так что аэродром «гудел» с утра до ночи.

Летом долгое время длилось «противостояние» между полками. Мы заканчи- ваем смену ночью, только заснешь… Разведчик погоды «стребателей» выполняет проход на предельно - малой высоте строго над ДОСами. Форсаж, горка…

Полеты с утра и до утра…


«Райское» звено  Саши Попова. Ил-28- буксировщик.

На следующее утро «разведчики» повторяют такой маневр. Тянулось это долго. Надоело всем. Видимо начальники догадались, что находятся в равных условиях и, уверен, за столом… заключили «договор» по отмене таких «полетов».

Особенную зависть у летчиков вызывало «отдельное буксировочное звено»! Два или три летчика, вернее КЗ (он же командир )готовился списываться с летной работы, его заменить готовился и практически оставался за командира, наш однокашник – Саша Попов.

Глядя на их полеты, на службу, подготовку у многих закатывались глаза от зависти. Была, кажется, только одна проблема – найти проверяющего!!! Нам казалось, что это не служба, а санаторий…

 

 

 

ПЛАНОВЫЕ ТАБЛИЦЫ.

Больше всех доставалось заместителю командира эскадрилии майору Грищенко. Хороший летчик, толковый, методист отличный. В полку было принято, что на полеты рисовали 4 варианта плановых таблиц: ПМУ, СМУ и два УМП (общий со «свистками» и только для нас). Все бы было ничего, но чехарда с инспекторами из боевой подготовки ВВС ЮГВ доставала его до такой степени, что мы, простые летчики, ему здорово сочувствовали. Дело в том, что инспектора были «преклонного» (с высоты наших 25-28 лет) возраста. Было им немного за 50… Самый удобный для них самолет – МиГ-21, вот и ездили они обычно всей компанией 3-5 человек, иногда брали с собой «главного штурмана» и получалось, что половина плановой таблицы «летает» Будапешт, остальное полк. Но и это не страшно. Все неоднократные изменения обычно начинались во второй половине дня. То Иванов едет, а Петров нет, то наоборот да еще сдублируйте Сидорова с Козловым… Добавьте штурмана не «главного», а его «зама», полет на проверку техники пилотирования замените на самолетовождение. Указания начинали сыпаться, как «из рога изобилия»особенно во время контроля готовности. Все на ужин и по домам, а у замкомэски началась работа! Так было практически всегда, но выдержка у Грищенко была железная. Помню только один раз не смог стерпеть (достали!) бросил плановую, хотя желание по глазам можно было прочитать, порвал бы на куски… и плановую и тех, кто позвонил…

МАДЬЯР СТАЛИНСКОЙ ЗАКАЛКИ.

Раз уж зашел разговор про инспекторов, тогда еще один случай. Запланиро- вали пару полетов со штурманом из Будапешта. День полетов выдался неудачный, так называемый «мадьярский день», когда согласно расписания все воздушное пространство принадлежит им, а нам с «барского плеча» разрешили, аж, летать по кругу и с прямой!

Выполнили один полет идем в столовую. Штурман начинает рассказывать:

- Плохо, что еще на пятницу остаемся у вас, лучше бы сегодня уехать, а то нас слишком много тут приехало. Не приведи господь будет как в прошлую пятницу…

Неделю назад в полку, как будто медом намазали… приехали инспектора почти всем составом и в итоге нам летать досталось совсем немного, все отдали так называемой «третьей эскадрильи». Отлетали полеты. Гости хорошо попарились в бане, поужинали, ну как полагается. Автобусом довезли до Карцага уже в хорошем настроении, тепленьких… Естественно, командир завернул «посылочку» и, чтобы скучно не было, пару фляжек спирта. Садятся в вагон. Купе на 8 человек, а одно место осталось свободно. Сразу накрыли стол и …поехали. До Будапешта всего-то часа 3-4 ехать. Буквально минут через 10 в вагон заходит мадьяр. Возраста постарше, росточка маленького, щупленький. Одет хорошо и в шляпе.

Поздоровался по-русски, пять минут посидел, вышел покурить. Наши едут уже хорошие-хорошие, кроме штурмана. Он по какой-то причине просто не пил, а в вагоне попытался заснуть, но не получилось. Мужикам скучно стало и между собой решили разыграть мадьяра. Короче – напоить. Зашел мадьяр, они приглашают его к столу, наливают в стаканчик спирта, закуски валом – выбирай сам. Тот –«спасибо!», «спасибо!», берет рюмку и маленький кусочек сала.

 Инспектора решили предупредить, мол это не просто водка, а 1000 – русская палинка! Мадьяр спокойно опрокидывает рюмку, занюхал хлебом, кусочек сала зажевал. Начались разговоры и очередное наполнение стаканчика. С ним пили по-очереди, ведь «решение» уже было принято. Штурман, все это наблюдая и предвидя конечный результат в купе, стал плавно отходить ко сну под эти разговоры.

А в купе тем временем закурили, причем мадьяр курил одну за одной и опрокидывал стопочки. Кто-то заботливо предложил закусывать, на что тот ответил:

- Карашо, карашо!

Он довольно сносно говорил по-русски и, естественно у него спросили, где Вы выучили русский язык?

- Я учил пять лет. Знал хорошо, правда немного подзабыл.

- А где конкретно?

- В Якутии. Там был в плену…

Процесс продолжался и это последнее, что сквозь сон слышал штурман. Проснулся он от прикосновения чьей-то руки к его плечу. Раскрыв глаза, увидел старичка-мадьяра, тот абсолютно трезвый приподнял шляпу и бодрым голосом сказал:

-До свиданния, товарищ! Спасибо за все! Мне надо выходить.

Осмотревшись, он видит такую картину: на столе бардак, а все пилоты спят в разных позах. Попытка разбудить почти не удалась, а через 10 минут центральный вокзал в Будапеште – «Келетти». Хорошо прапорщик встречал на автобусе. Загрузились, развезли по домам. На следующий день встречает одного из инспекторов рядом с домом. Гуляет. Вспомнили про вчерашнее:

- Ну как мы мадьяра напоили!!? Наверно и Будапешт проехал? Ничего, зато потом добрым словом вспомнит…

 ПОДГОТОВКА НА ПЕРВЫЙ КЛАСС.

Начинался апрель. Уже запланировали отпуск, не отвертишься и до лета не дотянуть. Так что настроение «чемоданное», узнаем про билеты, в это время их достать на прямой поезд настоящая проблема. Утром после построения вызывает Немов в канцелярию и говорит:

- В отпуск пока не едешь (хорошо хоть билеты не успел взять), завтра полеты, будем готовить на 1-й класс!

Ничего не понял, вышел. Минут через 10 все разъяснилось. Мы были в «плане» на осень, а весной в плане стояли Коля Шестаков (Як-28) и летчик с МиГ-21-х. На очередных «проводах» в Карцаге группы отпускников, летчик со 2-й АЭ, не рассчитал свои силы и…короче оставшиеся смены отлетать не мог. А «план» у большевиков – великое дело. За пять минут поменяли, приняли решение и все спланировали. Получалось, что за три недели надо было отлетать ночь минимум: посадки и боевое применение, проверки сдать, оформить «класс» и уехать до 1-го Мая в отпуск.

На полеты планировалось спарка и два боевых, я со штурманом и командир с КЗ. Первая смена показалась очень непривычной. Никого нет, но аэродром крутится. В классе недовольные лица, хоть и летает один экипаж, а сидеть всю смену! Немов слетал на разведку, задумался.

Погода как раз что надо, но на пределе. Слетали контрольные полеты…дождь низкая облачность. Надо лететь самому, а он спрашивает:

- Ну как, полетишь? Справишься?

А что тут скажешь, когда «машина» крутится. Конечно – «да».

 

Казалось, погода уже не зима, а чернильная ручка запишет все, что нужно. Но не тут то было. Практически все смены погода стояла такая, что не стыдно было записывать очередную посадку при УМП. Радиообмена в эфире нет, только ты, да сонный «КэПэшник», такое впечатление, что летаешь без радиосвязи.

Все успели. Скажу, что настойчивость Немова в этих вопросах, была просто позавидуешь, наметил и не дай бог там что-то не так…

Оформили с Колей Шестаковым бумаги, сдали проверки и отправили. Через три месяца пришел приказ. Так что запомнился первый класс своей «скоротечно- стью» и «оригинальностью».

Страница   1    2     3

Разведка погоды закончена.

Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz