п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " ВЕНГРИЯ, КУНМАДАРАШ  1981 – 1982 гг."

       Страница 1977 г.в

Страница 3

 

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.

В одну из несостояшихся летных смен нам рассказали забавную, на мой взгляд, историю про один "ознакомительный" полет.

Пару лет назад мой командир звена (фамилию не называю, чуть позже поймете почему) решил шутки ради "пошутить" с молодыми лейтенантами, только  что приехавшими выпускниками-штурманами.

В 1978 году их пришло несколько человек, сдали зачеты как положено и вот она – первая летная смена в боевом полку! Командир звена  ничего другого не придумал, как в высотке надул "компенсатор" в ЗШ-5 кому-то из лейтенантов. Им оказался Коля  Муравенко. (Приношу  свои извинения за небольшие возможные ошибки в  именах, фамилиях, званиях и должностях, т.к.  прошло слишком много времени с тех пор). Стоит он возле самолета Як-28Р и ждет летчика - командира АЭ, Юру Ренева. Комэска, понятное дело, задерживается, дела…а лейтенант в волнении прохаживается вокруг самолета держа в руках ЗШ-5.

Увидев спешащего командира и уже начинающего «вежливо» так говорить :

- Почему, твою… до сих пор не в кабине?!

Коля пытается одеть ЗШ, но не тут то было! Ничего не соображая, он  продолжал попытки, но без результата. Подошедший командир с недовольством высказался на простом русском языке, вспомнил и про тренаж, и про подготовку к полетам! Ударом кулака водрузил ЗШ на голову штурмана. Еще через минуту он сидел в кабине, а заботливый техник помогал пристегнуть подвесную систему.

Но самое страшное, что переходник компенсатора (а он металлический) уперся прямо в затылок и боль была страшная! Испытав сначала шок от разговора с комэской, затем от одевания ЗШ, запуска двигателей и т.д, ощущение острой боли пришло не сразу, а чуть позже. Ничего не соображающий лейтенант, естественно, не догадался о причине и продолжал сидеть и слушал командира.

Ознакомительный полет длился довольно долго, час или чуть больше, пока прошли по всем зонам, с прямой и по кругу. Юра Ренев старательно рассказывал про ориентиры и все, что полагается в этом полете. А Коля сидел с вылезающимим из орбит глазами и думал только об одном - когда этот кошмар закончится? Вообщем полет не удался… Когда зарулили на ЦЗТ, выключили двигатели и еле стянув ЗШ со своей головы ( а след от вдавившегося компенсатора оставался очень долго!) Коля понял наконец, что "кто-то" пошутил…

Долго искал "виновника" этой шутки, но безрезультатно.

Я служил в полку всего год (1981-1982). В это время Коля списался с летной работы и был в ГРП, но поиски не прекращал.

- Узнаю кто –убью!

Вот поэтому фамилию командира звена я и не называю… 

КУПИТЕ УРНУ ТОВАРИЩ МАЙОР!?

Эту историю рассказал замкомэска второй эскадрилии, которая с ним и произошла в Москве, во время учебы в академии Монино. Сидели в комнате отдыха, полеты временно прикрыли (погода портилась), а так как он был человек довольно общительный, то и «развлекал» нас разными историями из жизни…

…Возвращаюсь как-то от гостей довольно поздно, было это на праздники, зима, мороз под 20 градусов, ветреная, противная погода. Тороплюсь на электричку, время подходит к полночи. А еще до «трех вокзалов» ехать и ехать. Спускаюсь в подземный переход, а он такой длинный-длинный, да еще с поворотами. Прохожих нет вообще. А сам в парадной шинели, красивый такой!!! Но на всякий случай по сторонам поглядываю, мало ли что? Подхожу к середине перехода, там как раз поворот, и вдруг из-за угла выходят трое…Ребята - роста выше среднего, одеты нормально, да и возраст под 30, не шпана какая-то. «Главный», по всей видимости, говорит :

- Товариш майор! Купите урну! (а рядом стоит родная, советского образца, бетонная, тяжеленная такая).

Наш замкомэска, пытаясь обойти ребят, отвечает :

- Да мне она вроде не нужна…

«Мальчики» преградили дорогу (не обойдешь) и начинают «продавать» товар. Я решил перевести разговор в шутку, понимаю, чем это может закончиться, а сам, на всякий случай, продумываю пути отступления и видимо возможной драки.

Отступать – стыдно, бежать назад – слишком далеко, если въехать кулаком одному-другому и бежать вперед? В принципе можно попробовать…(Кстати майор был довольно крепкий, среднего роста, и во втором случае, успеха мог достигнуть хорошего). Но только я начал склоняться к применению силы, как из-за угла выходят еще четверо таких «мальчиков». Самое главное, все не пьяные, по внешнему виду нормальные.

         Стало понятно, что данный вопрос надо решать положительно, а в противном случае следы на лице от «нежелательной покупки» выльются непонятно как в академии (время середина 70-х). А «мальчики» упорно расхваливают урну, говорят –какое это ценное приобретение для дома и семьи…

         - Ну а сколько же она стоит ?

         - 25 рублей, абсолютно недорого!

Достаю 25, отдаю и пытаюсь пройти дальше. Но нет! Ребята не расходятся, а двое встали сзади.

-Друг! Ты урну купил? Купил! Забирай пожалуйста!

Все это спокойно, кстати весь разговор без мата, спокойным тоном…

На мои попытки сказать, вроде мне она ни к чему- прозвучало :

-Деньги заплатили, забирай товар!

Ну, блин, чтобы все это закончить, беру урну (еле поднял, сам в шинели, при параде с белым шарфом – а ее неподнять!!!) расстегнув шинель и на выход. Через три метра не бросишь – сопровождают  к выходу. Из последних сил поднялся по ступенькам (а их как назло так много), вижу мужики остались в переходе и тут же у входа ее бросаю. Все! И глядя почти на десяток урн, валяющихся у входа!!!, понимаю, что не я один «купил ценный товар»! От сердца отлегло и  до метро бежал почти со смехом. На электричку все-таки успел…

А В ПОЛКУ ЧУТЬ НЕ ОБЪЯВИЛИ ТРЕВОГУ…

Саша Веклыч, штурман звена, рассказал про этот забавный случай.  Как-то среди недели, воспользовавшись небольшим затишьем на службе, решил "совместить" обеденный перерыв и рыбалку .Небольшой ставок в расположение  гарнизона, между КПП и стоянкой, позволял посидеть с удочкой час-полтора. Уйдя со штаба чуть раньше, взяв удочки, не заходя в столовую, расположился в единственном там месте удобном для рыбалки. Погода прекрасная, карасики водятся…в общем закинул удочку, закурил…"лепота!".

В это же время два малыша («погодки» - сыновья нашего летчика, лет 7-8), точно с такой же целью, прибыли на озеро. Видят довольно неприятную картину - одно единственное место занято их соседом по дому , дядей Сашей!

Братья, кстати, были залюбуешься - смышленные моментально сообразили что к чему, положили свои удочку в траву и с невинным видом подходят и говорят :

- А что дядя Саша , Вы на тревогу не идете?

 – Какая тревога ? - вскочил на ноги Веклыч.

 – Обыкновенная, уже полчаса как звенело в ДОСах.

Тут Саше стало не по себе…посмотрев по сторонам, он увидел бегущую группу солдат по дороге от КПП, следом два «Урала» друг за другом, и ,что самое «страшное»! с площадки отъезда «глухонемых» - быстро уносящийся автобус.

Все! Точно – прозевал тревогу!!! В то время это было тяжело себе представить, а последующие выводы нашего комэски, майора Немова просто не передать. Саша рванул напрямую к высотке, срезая углы и набирая скорость "курьерского поезда". А малыши спокойно, собрав оставшуюся "приманку", закинули свои удочки, стали рыбачить.

Весь в "мыле", на ходу придумывая "алиби" на свое опоздание, Саша бежал к высотке. Штаб, высотка и ЗКП полка "разведчиков" находилось  рядом друг с другом. В этот момент возле всех объектов практически никого не было- "обед"!

Пробегая мимо ЗКП и увидев возле бункера сонного помощника оперативного дежурного (только перед этим проснувшегося), на его вопрос

- Ты кула так торопишься?

Закричал:

- ТРЕВОГА!!! Уже пол - часа как!

Помощник ОД (тихо сходя с ума!- проспали "войну") рванул в бункер с криком "Тревога!!!" От этого крика ОД, да еще от того, " что звенело давно"… впал в состояние транса (сразу думая о последствиях).

Саша Веклыч в этот момент безуспешно пытался "открыть" дверь высотки , думая ,что все уже на стоянке "занимают готовность"…

 Опять рванул на ЗКП. Хорошо все таки, у них троих хватило ума не продуб- лировать сигнал "тревоги", услышанный от братьев.(в Кунмадараше стояло два полка и иногда сигналы "поднимающие" один полк, вводил недоразумение другой…так мы и бежали к высоткам на ходу спрашивая -  "кого же тревожат?").

А в это время летчики спокойно пришли с обеда и вот тогда в классе  Саша поведал нам - "как он спокойно порыбачил"…

P.S. Вот только забыл сейчас, были это сыновья Саши Пронина или Замя- тина? Не помню!

Год прошел очень быстро, впечатлений масса и причем все хорошие. Наверно потому, что летали много. Да и баня заработала, пусть еще не очень нарядно оформленная, но собраться можно и отметить любой праздник.

(Кстати, уже через несколько лет, баня и прилегающий водоем стал местом отдыха всего полка, такая "зона отдыха"!)

         Правда "тренажи" наши так и продолжались в таком же темпе, без всяких скидок, то бетон, то щебень, то канавку глубиной метра 1.5…Но и летали вдоволь! 

КАПИТАЛИСТЫ ЗАИКАЮТСЯ В ПОЛЕТЕ.

         А в тот день Cергей Зарубин выполнял полет на РТР (радиотехническая разведка), или как она еще называлась – «катапульта». Высоту 11300 м. надо было набирать сразу со взлета, но руководил тогда наш комэска и набор категорически запрещал почти до самой трассы, а трасса международная. И вот когда оставалось чуть меньше 10 км до нее, дал "добро". Сережа, предполагая, что там "чисто" (КП молчало!) включил ПФ и рванул вверх. 

 


Сережа Зарубин. Спустя годы  - «летчик – испытатель».

          По счастливому обстоятельству он прошел так близко между двумя Боинга- ми (летящих на встречных курсах и прекрасно видя друг друга), что наверно пилоты, рассмотрели заклепки "Яка" на высоте 10000 метров, да так, что "румын" не мог прийти в себя до самой посадки в Вене. "Австрияк" был более спокойный, но и тот долго что-то бормотал в эфир. 

         Когда Серега сел, его уже ждали "особисты". Почти неделю он  писал объяснительные. МИД оформил "ноту", разборки продолжались неделю, но надо быть Сережей Зарубиным…Когда «допросы» закончились и он появился в АЭ, я до сих пор помню его фразу :

Устал, 42 объяснительные написал и вопрос исчерпан. 

 

 
        СБЕСИВШАЯСЯ ТАМОЖНИЦА.

Осенью стало гораздо веселей… по замене с Дальнего Востока приехал мой однокашник Витя Ежков. Вместе с ним Ваня Шатров, (был старшиной курса на год младше выпуска), да к тому же холостяк. Ваня это вообще отдельная история.

Отличный человек, скромный, спокойный, короче такие люди редко встречаются. Все последующие годы он был настоящей "палочкой выручалочкой" не только для летного состава, но и для всего гарнизона. В наши дни, можно сказать –"кредитная карточка".

Сам сколько раз обращался к нему с подобной просьбой, уже через год, когда служил в Дебрецене, а эскадрилья "яковская" сидела у нас полгода в связи с ремонтом полосы. Деньги за границей вещь условная, подержал в обед, а вечером их уже нет. Вопрос: - " Где занять?"- не стоял, конечно у Ивана.

Так он выдавал "кредиты" очень-очень многим, только кажется, не все отдавали.

         Один случай, который не могу не рассказать, поведал мне Витя Ежков.

Уже года через три, ехали они вместе с Союза в одном купе. Витек волновался , зная, что надо проходить таможню, а вещей было чуть больше чем надо (разрешен- ных ), а Иван с одним дипломатом, в форме и все.

Вагон забит людьми полностью. В Чопе заходит таможенник - женщина! А это просто "катастрофа" на границе, обычно в то время с представительницей слабого пола не по дискутируешь, тяжело с такой о чем либо договориться.

 Одним словом – кошмар для пассажиров. И в первом купе на ясные ее очи предстает Ваня.

- Что? Куда? Когда? Сколько? Почему?

Обязательный атрибут "советских" – "книжка-вкладыш" для ввоза и вывоза электротоваров (единственный способ провоза "контрабанды") у Вани имел "девственный" вид, пустая, а прослужил уже три года. В те времена просто - нонсенс!

Таможница сразу повеселела, кажется один  попался. А у Вани в дипломате набор холостяка, да три тюбика "Поморина". В итоге она его "потрошила" все время стоянки поезда. Чуть не озверела, просмотрела все купе, матрас, подушку, пого- ны… и ноль внимания на остальных пассажиров, которые сначала со страхом, а потом весело наблюдали, чем этот спектакль закончится?

Таможница напоследок зло бросила фразу:

- Я Тебя запомню! Встретимся.

За пару минут пропечатала документы у остальных пассажиров, вышла из вагона. Когда поезд тронулся Иван тихонько говорит:

- А ведь я ее надурил (в купе замерли!) у меня ведь не 30 рублей, а 33!

 ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА ПЕРЕПУТАЕШЬ ЭТАЖ.

         Летчики второй эскадрильи отмечали какой-то праздник. Хорошо отмечали, по полной программе. Лето, у многих жены уехали в Союз, поэтому и праздник затянулся далеко за полночь. В своей квартире на третьем этаже давно спит и видит сны наш штурман звена. Спит в дальней комнате, но сон чуткий…

         Слышит сквозь сон, что вроде кто-то пытается открыть дверь ключом. Проснулся. Действительно «кто-то» бормоча уже открыл дверь и на ходу, «снимая аккуратно» туфли, предметы гардероба, идет по квартире задевая всевозможные углы и косяки. Весь комизм и трагедию ситуации штурман оценил сразу. В постели с женой (своей) лежат абсолютно голые, причем в своей квартире! И кто-то среди ночи вваливается в дом! Жена в испуге проснулась и  не поймет что такое? Наступило какое-то оцепенение.

Грохот по всей квартире и…дверь открывается. В проеме появилась высокая фигура мужчины в трусах. На улице полнолуние, в комнате относительно светло и «хозяин» видит такую картину -  в его квартире, на его кровати двое лежат, прикрывшись простыней!!!

         А у штурмана голова тоже быстро соображала в такой ситуации (поневоле начнешь соображать). Понял, что сосед этажом выше перепутал квартиры. По силуэту догадался, что это сосед этажом выше и, пока нежданный гость медленно «переваривал» ситуацию, тихо, спокойно говорит:

         - Дима! Твоя квартира этажом выше!

         Слава богу у Димы сознание после выпитого еще не совсем затуманилось. Минуту он еще осознавал, потом не сказав ни слова, ни полслова – повернулся, частично поднимая свои вещь, пошел домой.

Ключи подошли как родные, в ДОСах это бывало – советский стандарт, а вот то, что обошлось без драки – действительно хорошо. А так хорошая картина получается, пришел домой, а с женой оказывается ты уже спишь…

         Утром оставшиеся вещи были возвращены владельцу. Не знаю менял замок штурман или нет после этого?

СТАРШИНА ЭСКАДРИЛЬИ.

         В первый день, еще в гостинице, познакомился с прапорщиком. Звали его Михаил. Он тоже прибыл по замене на должность старшины. Чуть выше среднего роста, крепкий жилистый мужик. Немногословный и очень порядочный. Солдат в двух эскадрильях было немного, человек по 20 – ть,  да и контингент совсем не такой как в Казахстане. Но командиру они покоя, по всей видимости, не давали.

Так получилось, что одной из «радостей» была та, что в казарме приходилось бывать с завидной постоянностью – дежурным  по полку с субботы на воскресенье мне, Саша Пронину и Коле Шестакову приходилось ходить регулярно. Так что в ситуации с солдатами (разборки, пьянки, самоволки) все было знакомо.

         Немов стал опекать старшину ежедневно, часто бывал в казарме и держал руку на пульсе. Я частенько с Мишей разговаривал и он всегда высказывал удивление, что командиру в казарме нужно? Не доверяет что ли? А самое главное или смешное, старшина до этого до этого служил в стройбате! Ему все эти «солдатские замечания» казались детским лепетом. Скоро он вошел в курс дела, видимо это «опекунство» надоело и он говорит Немову:

- Товарищ командир! Вы больше не ходите в казарму. Я сам справлюсь. Замечаний со стороны солдат больше не будет. Если нужна помощь – я к Вам подойду. А в казарме будет абсолютный порядок. Я Вам обещаю!

- Да Ты не справишься! Там такие солдаты, что их в тюрьму некоторых надо!

         - Я Вам слово даю, что Вы скоро забудете, где казарма находится.

Действительно! Прошла неделя – ни одного замечания. Солдаты как шелковые. Ходят со струнке, вежливые, ну прямо все как с плаката!

         А дело вот в чем. Миша всех «просчитал» - кто чего стоит, убедился кто «заводилы» и провел «воспитательную» работу с ними. Опыт стройбата даром не пропал. Как-то вечером перед отбоем дежурил, заходит старшина. Поговорили о том, о сем. Минут через 10 говорит:

         - Пойду политинформацию одному прочитаю перед сном.

         Через 5 минут приходит, улыбается:

         - Все. Боец понял, что был не прав.

А было так. Он собрал всех солдат, хорошим, доходчивым языком рассказал как «они» теперь будут служить, при этом выразительно посмотрел на кулак Большинство поняло, ну а пару человек он очень - очень, просто «пожурил»… Эскадрилья после этого стала образцовой. Дурь из голов солдатских улетучилась сразу. Бойцы просто «летали» и на стоянке, и в казарме…

Кстати, таких солдат я уже не видел…

Комэска, еще по инерции, заходил в казарму, потом перестал. Как-то осенью, через год, в нашей бане работали пару мадьяр. Пропала или дрель, или еще что-то серьезное. Немов схватился за голову – что делать? Тут старшина оказался рядом. Оценил ситуацию и говорит:

- Я через час все доложу!

Пока Немов ломал голову, как рассчитываться за дрель, приходит с бойцом Миша. Солдатик уже успел продать дрель, получить деньги и … «сознаться»! «Паршивая овца» еще оставалась среди бойцов, а старшина 100% знал – кто мог такое сотворить. Весь конфликт был исчерпан буквально за час. Мадьярину все вернули в лучшем виде, так солдат умудрился продать еще дороже, чем та дрель стоила…

 ВСЕ ХОРОШЕЕ КОГДА - НИБУДЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ….

Много хорошего было в Кунмадараше, а главное люди…сколько времени прошло, но все равно вспоминаешь и инспекторов-летчиков с Будапешта, особенно полковника Безматерного, командира полка п-ка Затолокина, штурмана полка п\п-ка Фетисова, нач. ВОТП (фамилию не могу вспомнить к сожалению)отличный летчик…а летчики 2-й АЭ, вместе летали, отдыхали…Хороший коллектив, хоро- шие времена!

         Но к сожалению служба в Кунмадараше закончилась неожиданно быстро. В середине октября , в пятницу, летали ночную смену, УМП. Аэродром стало закрывать туманом и возникла "пауза". Ждем погоды в комнате отдыха, кто-то заходит и говорит :

- Пронин! Жибров! - В кабинет к командиру!

 Зашли и узнали новость. Оказывается нужно было "срочно" найти добро- вольца с должности "старшего летчика" в Дебрецен на Су-24.

Им предложили как вариант летчика с Як-28П, возраст уже по тем временам "старый", за 35 лет…  Нет! Такое нам не подходит…

Вот начальство и решило "разжиться" в нашем полку желающих. Но таковых не нашлось.

         В кабинете командира сидел "замкомандующего"…начались сначала беседы, потом уговоры, потом…переговоры с командованием полка "бомберов", где обещали "райскую жизнь" и большие перспективы.

В ответ звучало только нет, нет, нет. В это время "отбили" полеты, все уехали домой, только мы с Сашей Прониным коротали время в автобусе у штаба. Периодически, теперь уже по-одному, приглашали в кабинет, беседовали, уговари- вали…Длилось это довольно долго, часа 3-4, и уже далеко за полночь, терпение начальства кончилось. Смотрю идет солдатик от штаба к нам в автобус. Так что-то тоскливо стало и предчувствие не обмануло! Говорю Саше:

- Видно это по мою душу!

 Так оно и было. Захожу в кабинет и  "теплого" разговора уже неполучилось.

Замкомандующего, голосом человека принявшего решения и не принимаю- щего возражений сказал:

- Капитан, вот паспорт, виза открыта, в 6.00 выезжаете в Будапешт, там ждете "почтовик" и в Москву. В понедельник в Липецке приступаете к переучиванию на Су-24.  Ясно? Свободен!

  До отъезда оставалось всего ничего, часа 3-4…

         Так, неожиданно, закончилась служба в разведке, но воспоминания самые лучшие о том периоде, о летчиках, техниках,  самолете Як-28, полетах.

Спасибо всем с кем свела судьба, с кем летали и служили! Спасибо за этот незабываемый год…         20.04.2011г. 

Страница   1    2     3

 
Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz