|
Страница
создана 01.10.2019г. Предназначена для поиска, общения сослуживцев, и ветеранов
2 гв.бап... |
|
Историческая справка
|
Сформирован 6
декабря 1941 года путём преобразования 526-го
истребительного авиационного полка.На
момент формирования полка на вооружении состояли самолёты МиГ-3 и ЛаГГ-3. |
|
|
В составе
действующей армии с 6 декабря 1941 по 11 августа 1942, с 25
октября 1942 по 28 апреля 1943, с 30 мая 1943 по 21 августа
1943, с 17 октября 1943 по 19 марта 1944, с 20 июня 1944 по
15 сентября 1944 и с 14 ноября 1944 по 11 мая 1945 года. |
|
|
С момента
формирования, базируясь на аэродроме Веретье, продолжает
боевые вылеты в районе Малой Вишеры, Бороыичей, Новгорода,
Крестцов, Мясного Бора, Киришей , в течение весны-лета 1942
года обеспечивает авиационную поддержку и прикрытие войск 52-й
армии в
ходе Любанской операции. С декабря 1941 по август 1942 года полк совершил 1505 боевых
вылетов на штурмовку войск противника, на сопровождение
Пе-2, Ил-2.
на прикрытие наземных войск и на разведку. Полк отчитался о
48 сбитых самолётах противника, в результате штурмовок о 5
тысячах солдат и офицеров, 318 автомашинах, при своих
потерях в 14 человек. |
|
|
11 августа 1942
года выведен на переформирование под Горький,
осенью 1942 года был перевооружён самолётами Ла-5. 22
октября 1942
года, имея в составе 34 Ла-5,
перелетел на фронтовой аэродром Белейка (Калининский
фронт),
где действует до 28
декабря 1942
года, произведя 351 боевой вылет, проведя 4 воздушных боя,
сбив 4 самолёта противника. К началу 1943 года переброшен
для участия в операции
по прорыву блокады Ленинграда,
перелетел на аэродром в селе Шум близ Войбокало,
действует оттуда до конца февраля 1943 года в районах Липки, Шлиссельбург,
Гайтолово, Тортолово, Синявино, Мга.
Всего за период прорыва блокады Ленинграда полк произвёл
более 300 боевых вылетов, 27 воздушных боёв, сбил 33
вражеских самолёта |
|
|
4 марта 1943
года полк перелетел на аэродром Выдропужск для
получения новой материальной части, отдыха личного состава,
доукомплектования и тренировки молодых лётчиков. К лету на
аэродроме Красный Гай Западного фронта. Гвардейцы прикрывали
с воздуха советские войска в районе городов Киров и Сухиничи,
сопровождали к цели бомбардировщики, вели воздушную разведку
и одновременно продолжали тренировку молодых лётчиков. |
|
|
С 30
мая 1943
года полк, перелетев на аэродром Красный
Гай,
прикрывает с воздуха войска в районе городов Кирови Сухиничи,
ведёт боевую работу в районах Сеща, Козельск, Хотынец.
Так, 8
июня 1943
года полк производит разведку, а затем прикрывает налёт
крупных сил бомбардировщиков Пе-2 на
аэродром Сеща Брянской
области. 25
июня 1943
перебазирован ближе к фронту и вошёл в составе 322-й
истребительной авиадивизии.
С 11
июля 1943
года полк перебазировался на аэродром Козельск и
начиная с 12
июля 1943
года полк в основном занят прикрытием наземных войск (11-я
гвардейская армия),
перешедших в наступление в ходе Орловской
операции,
а также прикрытием пунктов сосредоточения советских войск.
С 12
июля 1943
года по 10
августа 1943
года полк сбил 66 самолётов противника, совершил 657 боевых
вылетов, из них на прикрытие наших войск — 446, на
сопровождение и прикрытие Ил-2 —
79, на разведку войск противника — 81.[3][4] |
|
|
21 августа 1943
года полк выведен на переформирование, базировался на
аэродроме Вязовая в Смоленской
области. 25
сентября 1943
года полк получил именную эскадрилью «Монгольский
арат»,
построенную на средства, поступившие от правительства Монголии,
а начиная с 1944 года эта эскадрилья полностью
обеспечивалась монгольским правительством.[4] |
|
|
7 октября 1943
года полк перелетел на аэродром Слобода в 8 километрах
западнее Демидова,
в основном был занят обучением в условиях сравнительного
затишья. 11
ноября 1943
года полк перебазировался на аэродром Микулино (эскадрилья «Монгольский
арат» — на соседний аэродром Переволочье) и приступил к
боевой работе на витебско-оршанском направлении: сопровождал
и прикрывал действия штурмовиков, вёл разведку войск
противника на дорогах, идущих из Витебска,
штурмовал колонны противника и скопления его живой силы. Так,
с 4 по 15
января1944
года полк почти исключительно штурмует дороги в радиусе
40-60 километрах от Витебска. |
|
|
5 февраля 1944
года полк перебазировался на аэродром Нижняя Боярщина,
прикрывал безуспешно наступающие под Витебском войска 39-й и 33-й армий.
В середине марта 1944 года перебазировался в тыл, для
укомплектования, тренировки и учёбы. К 20
июня 1944
года полк, имея в составе 41 Ла-5,
перебазировался на аэродром Ново-Мышково. С началом операции
«Багратион» полк
занят на прикрытии бомбардировщиков Пе-2 124-го, 125-го и 126-го гвардейских
полков пикирующих бомбардировщиков, наносящих удары по Орше. 2
июля 1944
года перебазировался на аэродром Боровое, но уже 3
июля 1944
года на аэродром Жадино под Минском.
В первой половине июля 1944 года полк в основном занят
сопровождением штурмовиков 311-й
штурмовой авиационной дивизии. 13
июля 1944
года полк перелетел на полевой аэродром в 6 километрах
юго-западнее Вильнюса,
действует над Неманом, Восточной
Пруссией, Польшей (Волковыск, Белосток, Лида, Инстербург) |
|
|
В сентябре 1944 года
полк перебазировался на аэродром Олешицы в 65 километрах
северо-западнее Львова,
где в ходе укомплектования и обучения, получил истребители Ла-7.
В полку появился именной самолёт «Шилкинский старатель»,
подаренный майору А. П. Соболеву золотоискателями Сибири. |
|
|
К январю 1945 года полк
перебазировался на полевой аэродром Смердыня, имея в наличии
36 Ла-7 и
с середины дня 12
января 1945
года начал вылеты на прикрытие войск 4-й
танковой армии,
наступавшей с Сандомирского
плацдарма. 18
января 1945
года полк перебазировался на аэродром Гошковицы, обогнав в
наступлении пехотные части (аэродром был захвачен танковыми
соединениями) где полку пришлось организовывать и вести круговую
оборону,
отражая атаки наземных войск противника. В двадцатых числах
января 1945 года полк перебазировался на территорию Германии,
на аэродром, расположенный на окраине города Трахенберг и
в феврале 1945 года принимает участие в Нижне-Силезской
операции,
прикрывает наступавшие части, срывает намерения вражеской
авиации, ведёт воздушную разведку, наносит бомбоштурмовые
удары по оборонявшимся и отступавшим войскам противника, по
их штабам и коммуникациям. В середине февраля 1945 года
перебазировался на аэродром Любен,
а в конце февраля 1945 года на аэродром Зорау,
вылетает на штурмовку войск противника, окружённого в
крепости Глогау,
в марте и первой половине апреля 1945 года полк прикрывал
войска в районах городов Губен и Форст,
совершает вылеты на свободную охоту. |
|
|
14 апреля 1945
года полк перебазировался на аэродром Бенау и
с 16
апреля 1945
года, с началом Берлинской
операции прикрывает
войска 3-й
гвардейской общевойсковой и 3-й
гвардейской танковой армий.
С 21
апреля 1945
года полк базировался на аэродроме Иоксдорф, а позднее — на
аэродроме Шлабендорф, находившемся в 50 километрах от Берлина.
Последний вылет над Берлином полк совершил 2
мая 1945
года. |
|
|
4 — 5
мая 1945
года полк прикрывает перегруппировку советских войск из-под
Берлина в район Дрездена,
для участия в Пражской
операции.
В ходе наступления 6
мая 1945
года полк перебазировался на аэродром Гроссенхайн,
и с него прикрывает советские войска над Прагой, Кладно,
Мельником. |
|
|
Всего за время войны
полк совершил 8474 боевых вылета, провёл 399 воздушных боёв,
1368 штурмовок, 1004 полёта на сопровождение штурмовиков и
бомбардировщиков, 649 разведок, уничтожив при этом в воздухе
и на земле 327 вражеских самолётов. |
|
|
На момент окончания
Великой Отечественной войны полк базировался на аэродроме Гроссенхайн (Германия),
1 июня 1945 г. перебазировался на аэродром Кбелы (Чехословакия),
а 22 августа 1945 г. — на аэродром Самбатель (Венгрия). 11
декабря 1945 г. в связи с введением нового штата и
реорганизацией полк получил в свой состав одну эскадрилью из 482-го
иап;
во его штате стало 4 эскадрильи — три боевых и одна
резервная. 15 декабря 1945 г. в связи с расформированием
322-й истребительной авиадивизии полк вошёл в состав 8-й
гвардейской Киевской Краснознамённой ордена Богдана
Хмельницкого истребительной авиадивизии и
перебазировался на аэродром Дьер (Венгрия), 21 мая 1946 г.
на Секешфехервар, а в мае 1947 г. — на Кеньери. С июля по
ноябрь 1947 г. полк перешёл с Ла-7 на Ла-9,
полученные с завода № 21 в Горьком. |
|
|
С 25 ноября 1947 г. по
10 января 1948 г. полк железнодорожным транспортом
перебазировался из Венгрии в Советский Союз на аэродром Пирсагат в Азербайджане.
Полк в составе 8-й
гвардейской истребительной авиационной дивизией вошел
в состав 5-го
истребительного авиакорпуса 7-й
воздушной армииЗакавказского
военного округа.
В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО — в составе 174-й
гвардейской истребительной авиадивизии 62-го
истребительного авиакорпуса 42-й
воздушной истребительной армии ПВО Бакинского
района ПВО. |
|
|
В 1950 году полк
перешёл на реактивную технику, заменив Ла-9 на МиГ-15 (по
штату — 30 машин). 22 января 1952 г. полк перебазировался на
аэродром Кызыл-Агач, Азербайджан, недалеко от иранской
границы, и начал переучиваться на МиГ-17.
В 1954 году 1-ю эскадрилью полка перевооружили
перехватчиками МиГ-17П.
В 1955 г. две эскадрильи (1-ю и 2-ю), вооруженные
перехватчиками МиГ-17П/ПФ, были переданы 627-му
гвардейскому истребительному авиационному полку (аэродром Сальяны). |
|
|
29 декабря 1967 г. 2-й
гвардейский истребительный авиационный полк был переименован
во 2-й гвардейский авиационный полк
истребителей-бомбардировщиков и передан из Войск ПВО в ВВС в
состав 34-й
воздушной армии Краснознамённого
Закавказского военного округа. На вооружении оставались МиГ-17. Эскадрилья
«Монгольский Арат» 3
июля 1968 года была выведена из состава 2-го гвардейского
Оршанского авиаполка и под командованием капитана В.
Черепанова была передана на аэродром Овруч Житомирской
области в состав 266-го
истребительно-бомбардировочного авиационного полка. |
|
|
В августе 1969 г. 2-й гвардейский апиб был передан в состав 23-й
ВА Заб.ВО
и передислоцирован в посёлок Джида
(Бурятия).
В 1974 г. полк перешёл на МиГ-21,
а в 1979 преобразован в бомбардировочный и получил на вооружение
фронтовые бомбардировщики Су-24.
19 февраля 1980 г. 2-й гвардейский бомбардировочный авиаполк передан
в 30-ю
воздушную армию Верховного
Главного Командования — в Дальнюю Авиацию |
Джида (70
фото) |
|
. В середине 1980-х годов полк перешёл на Су-24М.
В 1986 году полк был передан ВВС
Забайкальского военного округа (с
1988 переформированы в 23-ю
воздушную армию)
в составе 21-й
смешанной авиадивизии. |
|
|
В 1994—1995 гг. полк принимал участие в контртеррористической
операции на Северном Кавказе. |
|
|
В 1998 году штат полка изменён с трёхэскадрильного на
двухэскадрильный. 21-я смешанная авиадивизия вместе с полком
передана в состав 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС
и ПВО, однако уже в конце 1998 года переведена в 14-ю
армию ВВС и ПВО. |
|
|
В июле 2002 г. полк вернулся к трехэскадрильному
составу, но в 2005 г. вновь перешёл на двухэскадрильный. |
|
|
В 2009 году полк прекратил свое существование, как штатная
еденица,.Осенью 2010 г. остатки полка
перебазировались из Джиды в Челябинск, на аэродром
Шагол,
и переформированы в 6980-ю гвардейскую Оршанскую
Краснознамённую ордена Суворова III степени авиабазу,
сохранив почётные наименования, ордена и гвардейский статус.
На вооружении стоят фронтовые бомбардировщики Су-24М и
тактические разведчики Су-24МР. |
|
|
Все данные взяты из открытых источников
ru.wikipedia/org/
[Википедия] |
|
|
|
Нажмите
F-5
несколько раз Чтобы отключить
рекламу и (слева
от нее хCLOSEx ) |