п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " БОБРОВИЧИ. 1986-1990 гг."

       Страница 1977 г.в

Страница 1

 

 

Замена в Белоруссию.

Львов. Аэродром. Таможня. Ан-26 битком забит вещами и все радужные мысли о том, что «весело» пройдем данную процедуру, не увенчались успехом. Уже через 10 минут стояли в 2 шеренги с вещами. Все звено летело с женами и детьми, только мы экипажем (я и Саша Козачук) «по-холостяцки» сиротливо стояли с небольшим количеством вещей. Дедушка-таможенник с деловым видом начал с нас. На предложение – «предъявить» вещи для досмотра, мы стронув сумки и, раздавшийся при этом звон бутылок, моментально переориентировал «дедушку» на других. Встали в сторонку смотрим. Процесс длился довольно долго, потом обратное перемещение в самолет. Наступает вечер. Экипаж, после того как закрыли рампу, объявил:

 

 

          - Летим в «Старый», там ночуем и утром в Бобровичи.

Ну, летим, так летим. Переночевали на аэродроме в стареньком здании. Опять в самолет и точно к обеду прибываем в Бобровичи.

Встречало людей достаточно, было начальство, были и те кто заменился раньше сюда. Не успели выйти с самолета и сразу стали в воздухе витать фразы:

- ГИМО… Проверка… Когда последний раз летали? Быстренько на обед и сдавать зачеты… Может вечером будет вылет!

Нормально прилетели, с корабля на бал!

Аэродром Бобровичи.

 

Действительно, обед был прерван сиреной тревоги. Пришли на высотку, пока суть да дело - сдали зачеты. До занятия готовности в кабинах самолетов дело не дошло, но к полетам вроде как допуск получили.

Скажу откровенно, последующие месяца три, слово «ГИМО», звучало каждый день! То ли перестраховка, то ли полк был в плане поверок, но были постоянно на «стрёме». Если в этот день слетать не пришлось, то на следующий отработали по полной программе. Проверки, на полигон…

Первое, что бросилось в глаза, нет детей в гарнизоне. Не совсем конечно нет, но в гарнизоне их обычно много, а тут раз, два и все. Теперь только дошло окончательно, что рядом Чернобыль. Ребята рассказали все интересующие нас вещи, а итог , в принципе один, как жили , так и живем. Ну что, будем жить на новом месте!

Гарнизон в сосновом лесу, небольшой, компактный. После Казахстана и «марсианского» пейзажа Балхаша - просто рай! Первые впечатления, в принципе, как везде в новом гарнизоне. Все новое, незнакомое.

 


Знаменитая гостиница Бобровичей.

На службе сразу взяли в «оборот». Полеты, полеты. В Бобрах «обкатыва- лась» новая «система» полетов, вернее, подготовки к полетам да и структура полка, тоже отличалась. Техники отдельно («отрядная система»), летчики сами по себе. Летная смена 4.30, потом до 5 часов увеличили. Предварительная подготовка в день полетов, вместо тетрадей – блокнотики, минимум данных для полетного задания, небольшое подобие «наколенного планшета». Прогресс в подготовке!

Были и «трудности» на новом месте. Практически весь первый месяц летали ночные смены. Мы, естественно, в гостинице живем.

Спишь весь день, ближе к ночи на полеты… Потом опять все повторяется. Честно - замучились. Если бы еще в своей квартире, но в гостинице  немного не те условия.

 «Проверки» отлетали на новом месте и дальше по плану – все ночью и ночью. Недели через три приезжает комиссия, начали шерстить документацию. Вызывают к одному из инспекторов и тот давай читать нравоучения:

 
 

         - На каком основании Вы, товарищ капитан, летаете? Новый аэродром, а Вы все проверки ночью, да ночью! Днем ни одного полета не сделали!

- Да мне без разницы, что днем, что ночью! Запланировали и летаю. И что делать, если смены ночные? «Наверх» обратитесь, там в курсе плановых таблиц, я ведь их не рисую

Начали смотреть НПП, КБП. Немного противоестественно и логика подсказывает, но прямого нарушения нет. Разобрались, отстали.

 

 

Но самое смешное было потом. Собрали человек 20 летного состава , погрузили в Ан-12 и полетели в Старо - Константинов проходить барокамеру. Возвращаемся к вечеру, летим в облаках. Начинаем снижаться и тут, в просвете облачности, в иллюминаторе какой-то аэродром во все красе – полоса белая, стоянки, лес вокруг! А по плану еще должны были где-то делать посадку. Невольно вырвалось:

- Ты смотри, какой-то аэродром, просто красота!

Кто-то из аборигенов с насмешкой говорит:

- Так ведь это ж Бобровичи!    

Главный магазин гарнизона – «Стекляшка».

 

Немного обжились на новом месте. Получили квартиры. Жизнь вошла в привычное русло. Много хорошего – лес рядом, грибы, ягоды. Природа красивая. Вот только радиация… Но и это стало привычным. Сгущенное молоко из Хойни- ков (населенный пункт, практически примыкающий к 30-ти километровой зоне) пользовалось популярностью. Да и потом все равно другого не было. А в те вре- мена – все было в «дефиците»! Спустя несколько дней к удивлению узнал, что существуют очереди буквально на все – начиная от «кофе» и заканчивая «машиной».

 


Бобровичские ДОСы.

Саша Руссков, годом ранее заменившийся из Дебрецена, шутя подсказал, мол запишись на «резину» для машины – самый «дефицит» в Союзе. Вот шутки ради и записался. Про машину и не думал в то время, но через 5 лет подошла очередь и «счастье» (машина уже была) действительно наступило! Нет, серьезно, это сейчас как-то все обесценилось, а тогда действительно было все в радость. Вспомните те времена, когда в поисках чего-нибудь съестного можно было с Бобров смотаться в Гомель, просто так ради прогулки, купить лоток яиц, или взять в Овруче ящик пива и одарить желающих свеженьким «жигулевским»… А были и такие моменты, когда ехали и привозили только «долю» водителя…  

И «туристические» поездки в Минск тоже пользовались популярностью. Правда они были привилегией частников. Кстати, насчет машин. Еще до замены, когда звонили ребятам в Бобры, знали, что с приобретением машин, там просто рай! Нет, это не было особенностью гарнизона, машины в середине 80-х годов, были самым-самым дефицитом.

 

 

Все кто заменился раньше в Бобровичи, худо-бедно, но имели по машине. Во всяком случае обилие гаражей в лесу, явно говорило о том, что народ «не бедствует». Приехав, буквально через неделю разговариваю с Вовой Сошнико- вым. Он стоит чем-то озабоченный и «думу» думает…

            - p; - Володя, чем опечален?

- Да вот, машину предлагают, ВАЗ-2161, а я хотел «63»! Думаю, брать – не брать?

            Ну, думаю действительно - «зажрались»…

А ларчик просто открывался. Программист полка, Слава (он занимался оче- редью на машины), имел выход на военторг в Минске и машины шли, практи -чески, нескончаемым потоком. Что не брали свои – уходили в другие полки, в дивизию и т.д. В октябре сам подошел к нему с вопросом – запиши, где самая маленькая очередь. В ответ прозвучало:

- Вот, вставай на «зубило» (ВАЗ-2108). На него совсем желающих нет. К Новому году получишь.

Так что в этом плане гарнизон был прекрасный!

БУДНИ.

            Бобровичи – гарнизон веселый. Два полка на Су-24, так называемые, «старый» и «новый» полки. И там и там масса знакомых. Аэродром гудит каждый день всю неделю. Уже через месяц – два чувствуешь, что служишь здесь давно. Командир полка – полковник Грачев, хороший дядька. К концу года ждал замены, поэтому «нависшая угроза приезда ГИМО» чувствовалась в обыденной жизни. Боевой расчет полка, ни под каким предлогом, от положенного количества боеготовых экипажей меньше стать не мог. Сам лично в конце августа столкнулся с такой проблемой – сыну идти в первый класс, а он приболел и приехать не могли сюда. Думаю, отпрошусь на два дня, схожу с сыном в первый класс и 2-го буду на месте. Поднимаюсь на КДП (шли полеты), объяснил все. Ответ краткий:

- Найдешь мне «штык» в боевой расчет - можешь ехать хоть на неделю. Ждем в любой момент ГИМО!

Ответ более чем прост. Действительно, иногда и субботы и воскресенья проводили на работе в ожидании.

 

 

Месяца за два провели несколько ЛТУ. Причем серьезные, в составе полка. Запомнилось одно из первых, с перебазированием в Сууркуль (название скорее всего с ошибкой). Лето - звеньями, парами летим в Прибалтику. В паре с Володей Носковым (он ведущий), разомкнулись на полигоне, работаем. Везем каждый по 4 бомбы «250».

На боевом курсе (не загорелась лампочка «горизонтальный полет», т.к. не была нажата!)  не отработался «относ». Пока решали проблему (опять же пробел в знание матчасти!) – «прохолостили». На своем полигоне, без проблем бы отработали, а тут… раздумали. Летим на точку. Таллин во всей красе справа по борту, залив, порт, корабли – только настроение как … ну, сами понимаете.

            Еще не сделав два шага от самолета, причина выяснена. Элементарная ошибка «начинающего» летать экипажа! Через минуту командир встречает.чает.

            - Ну, что?          

Летим в паре с Володей Носковым.

 

Так мол и так… Он спокойно выслушал и говорит:

            - Понятно! Эти бомбы не снимать. Возьмете еще свои четыре и все согласно плана. Только домой не привезите.

Загрузили. Со злости отработали с оценкой «шесть нулей». Уже дома, опять случайно, столкнулись с командиром.

            - Ну как? - спокойным таким тоном спрашивает.

            - Отработали.                   

            - Молодцы! –  и спокойно пошел вдоль стоянки.

            Одним из уважаемых видов спорта среди летного состава был футбол. Но обычно играли в небольшие промежутки времени в так называемую «ж…». На одни ворота, четыре на четыре, что самое главное – быстро и зрелищно! Тут уже набиралось зрителей к «раздаче»  большое множество. Штаб в 10 метрах, можно и в окно посмотреть за результатом. Проигравшая команда команда вставала в ворота, нагибалась и… Советы зрителей в этом случае были разные. Обычно про сили «точно нанести удар». Особенно проигравшие волновались, если «проби -вающий летчик» был внушительных размеров.

Например, Володя Штокало и ему подобные, могли просто изобразить «полет Мюнхаузена на ядре»! Вот именно в такой момент, когда очередная команда проигравших «нагнулась», из штаба выходит командир с какой-то комис- сией полковников. Возникла пауза. Командир подошел чуть ближе и говорит:

            - Ну, порадуйте красивым ударом!

            Следует разбег, удар… и «жертва», получив точнейший удар в то самое место, как называется игра, выпадает из строя! Командир с довольным видом произнес:

            - Мои играют очень хорошо!

            Еще одной из любимых игр было домино в высотке (в штабе играли реже). Там вообще профессионалы, зубры! Только раздадут, посмотрят и уже после первого хода знают результат партии. Честно скажу, никогда «не соображал» в этой игре и когда приходилось играть, всегда путал всем «карты», в том числе и опытному напарнику. А так как играли на приседания, частенько можно было видеть «приседающих» летчиков, и молодых и уважаемых «дедушек», независимо от званий. 

КОМАНДИРСКАЯ ПРИВЫЧКА.

            Про саму привычку командира писать не буду. Кто служил – знает. Запоми- нающаяся она одним словом. Заканчивается рабочая неделя, в штабе почти никого нет. Командир закрыл кабинет, набросил шинель на одно плечо,  а во второй рукав никак не может попасть рукой. Спускается со второго этажа и только одолел пару ступенек бежит «прапор – секретчик» и кричит командиру:

            - Товарищ командир! Товарищ командир! Телеграмма!!!

            - Потом, в понедельник! – не раздумывая отвечает.

            - Секретная! – не сдается прапор.

            - Все равно в понедельник! С утра доложишь! – выходные впереди.

            - Это шифровка! (пауза) По ВАМ!

            Командир замер, на лице появилось любопытство.

            - Покажи! – а сам пытается в который раз одеть шинель.

            Прапор встал, развернул шифровку, в конце которой командиру объявляется довольно строгое взыскание. Командир читает, вздыхает и вставляет реплики:

- Да? Конечно! Ого! БОЛЬШЕ НЕ БУДУ!!! - (тут следует его «привычка»)

Шинель застегнулась и пошел «взбодренный» взысканием командир на отдых…                                              

 

 


Пока еще спокойный полет в составе группы.

ДЕСЯТКОЙ МИМО ПОЛИГОНА.

Если не ошибаюсь, этой же осенью, произошел конфуз. Наконец- то дожда- лись приезда ГИМО. Инспекция МО, ну только такая, не очень «страшная». Полк не трясли, а ограничились тактическим вылетом десятки Су-24 на полигон «Киево-Александровка». А буквально накануне, мы летали туда. Хорошо отрабо- тали, а зам. командира вообще привез уникальный снимок. Бомбил он с 50-ти метров и бомба, на фотографии смотрелась просто красиво, вошла прямо в закабинный отсек МиГ-15. Причем, хвостовое оперение было видно, а половина бомбы – в самолете! Кадр – просто красавец!

Вот и отрядили десятку на полигон, ведущий – заместитель командира. Стояло ПМУ – видимость «миллион на миллион». Решили лететь колонной пар, а между парами… вообщем плотненько! Все ходят улыбаются, не полет, а «райское наслаждение»!

Взлетели. Полет по маршруту идет нормально. Большая, средняя, малая высота. Отманеврировали «колбасой», все как положено. Красота да и только!

 
 

         Однако чем ближе к полигону, начали отклоняться от маршрута. Каждый экипаж это заметил, но «обсасывают» сами, ведущему ничего не говорят, вопросы не задают. Тут, в такой ситуации, вопрос обычно стоит так – ведущий знает, раз делает, значит так надо! Или – «жираф большой, ему видней»!

На полигоне стоит все начальство. Громко объявляют:

- А сейчас ударная группа полка из 10 Су-24 наносит удар по целям на аэродроме противника! Время «Ч»…

Тишина. Только где-то в стороне еле-еле слышный шум самолетов. Десятка прошла в стороне…

Прилетели домой, начался разбор. Сначала у самолетов, потом со всех бортов стали снимать пленки магнитофонов и все, что относится к объективному контролю. Начали с ведущего. Да, там действительно отказ ДИСС, причем скрытый, не явно выраженный. Кажется, еще и МИС барахлило. Вот поэтому и стали уклоняться от маршрута. Штурман, тоже недавно в полку, да, допустил ошибку, такое бывает. А остальные чем занимались? Пленки прослушали и смех и грех. А замыкал десятку самый молодой экипаж. Мало того, там штурман молоденький лейтенант. С самого начала, как группа стала отходить от линии заданного пути, он поднял «шум», но, естественно, в экипаже. Летчик выслушал, и потом ему говорит:

- Да отстань! Там «бугров» впереди хватает, ты что – самый умный?

Ну и, как всегда, они оказались самыми крайними. Все экипажи (опыт в магазине не купишь), худо-бедно, но нашли хоть маленький, но отказ, а вот молодежь не сообразила.

Через пару дней полку дали возможность «реабилитироваться». Та же десятка слетала и результат был хороший.

 

 

 

ПИ@.......Ц,  ТРИНАДЦАТОЙ!!!

Олег Нечипоренко - молодой летчик в те времена, невысокого роста, худенький. Летал хорошо и был такой, что на месте спокойно не мог постоять. Доставалось ему от начальства частенько. В целом хороший парень. Был правда один «недостаток» - выглядел гораздо моложе своих лет. Только мы приехали, сразу поведали про него «анекдот». Мужики приехали в Калинковичи (на его машине!) и, чтобы не выходить («дедовщину» никто не отменял), сказали ему - быстренько купить пару бутылок водки. Торопились очень. Олег вышел, скрылся в магазине и пропал! Народ торопится. Ждут-ждут, нет Олега! Наконец выходит, руки пустые.

- Продавщица мне водку не дает! Я ей и удостоверение показал, а она говорит – иди, мальчик, водки не дам!

            Возмущенные мужики в магазин, стали «наезжать» на продавщицу, мол это военный летчик, 27 лет, двое детей и т.д.

Пока подвесные баки еще висят…фото А.Мишина

 

            - Я сказала – НЕ ДАМ, значит не дам! Вы берите, а ему НЕТ!!!

Летит Олег с молодым штурманом летит на полигон "Речица". Бомбомета- ние как обычно.          

Но в момент сброса бомб, гаснут и…лампочки ПТБ (подвесные топливные баки)!!! Быстрый поворот головы в сторону штурмана и немой вопрос :

            - Что это было?

            В это время и голос РП подтвердил, что "наблюдает полет ПТБ…"

 


Прощай 13-я…

           Штурман молчит, потихоньку осознавая, что "перестарался"…

Все оказалось просто – решил "подстраховаться" (кажется было ЛТУ) и включил в момент сброса еще и "аварийный сброс ВСЕХ", но забыл про баки…

            Олежка выдержал паузу и произнес :

            - Ну все! Пи….ц  тринадцатой…"

            Тихо так, печально (это были первые годы когда стали платить "13-ю зарплату", ну а за сброс баков какая "13-я" может быть по итогам года?).           nbsp;

 

 

 На следующий день разбор, командир готовится, всем своим видом показывая, что экипажу будет "смерть"…Тут еще начальство с вышестоящего штаба.

Экипаж у трибуны, доложили, включают магнитофон , а там эта фраза…

Видимо тон, спокойный обреченного человека, каким говорил это Олег, вызвала смех не только у летного состава, но и начальства…

            13-й зарплаты не лишили, обошлись другими мерами «партийного воздейст- вия».

 

ЛЕТНО – ТАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ :   БОБРОВИЧИ – ЧОРТКОВ – БОБРОВИЧИ.

В полку всего-то месяца три, а череда ЛТУ не заканчивается. Вот и эти учения «всплыли» также незаметно и вполне естественно, что никто и значения не придал. Все отличие – полет через полигон и посадка в Чорткове, а потом ночью в обратном порядке.

Летим парой с Володей Носковым. Он – ведущий, я – ведомый. Вся «слож- ность» первого полета, что цель нам дали не совсем характерную, звучит по «легенде» красиво – «опорный узел связи» чуть - ли не всего НАТО, но на фото- планшете реально две разбитые машины, окопы и, в принципе, все! Еще и сама цель расположена на краю полигона, далеко от ВПП и стоянок самолетов, по которым можно было хоть как-то привязаться. БК (боекомплект) – по 2 ракеты С-24 на каждый самолет. Ладно, подготовились, разобрались – разыграли сначала «роспуск», атаку цели с пикирования одиночно, потом «сбор» пары.

Опять же летим полком - интервалы между парами, звеньями минимальные!

С Сашей Козачуком (мой штурман) вроде все обговорили, главное не влезть в осколки и собраться, ну и конечно в цель попасть.

 

 

         Володя работает по дальней цели, я по ближней. Прилетели, разомкнулись. Смотрю ведущий ввел самолет в пикирование, затем наша очередь. Ну, поехали и мы! Все хорошо, но на фото- планшете, наша долбанная машина сразу за посадкой деревьев, там ее видно хорошо (снимок зимний, без снега), а тут крона деревьев закрывает практически все! Ладно, старым методом (по лаптю) накрываю пример- ный район , где стоит радиостанция – залпом пускаю ракеты, вывод теперь глав- ное – ведущего увидить и пристроиться. Его взрывы видно хорошо, а где сам самолет? В наборе по прямой продолжаем набирать высоту, немного вправо отвернул, оба смотрим – не видно!

Тут уже следующая пара заходит на полигон, в радиообмен не вклинишься, но Володьку все же разок запросил. Тишина. Еще чуть-чуть протянули первый разворот и начали разворачиваться дальше на заданный курс. Скорость чуть прибрали, думаем, не проскочить бы вперед от греха подальше. Перешли на канал управления по маршруту. Там как всегда «гвалт» при таких полетах: кто-то «соби- рается» парой, звеном… у кого-то «отказ»… кого-то «доворачивают»

На земле все не предусмотришь…фото М.Брянский

 

            Хотя обычно ЛТУ проходит в режиме «радиомолчания», но в этот раз разго- воров хватало. Опять запрашиваю – тишина. Перешел на резервный канал, что обгово- рили в паре на земле – тишина! Ладно, давай «выгребать» на линию заданного маршрута, время есть выхода на поворотный – догоним! Этап довольно длинный («стратеги» пусть не умрут от смеха!) - минут 20-25, успеем. Тут пошли облака. Не впервой, однако. Летим, а периодически запрашиваю ведущего. А Володька как «провалился»! Молчит и все.

 


Неужели ведущий?

 Вдруг штурман рукой показывает - смотри самолет!

Действительно, в редких облаках летит Су-24! Ну, думаю, наконец-то нашелся и мой ведущий! Энергично подхожу справа к нему, но тут же замечаем, что за ним еще борт «болтается». Нет, это пара! Все равно подхожу близко справа, смотрим на бортовой номер. Когда летим в группе, есть все позывные и номера бортов, т.к. можно еще на выруливание из зоны вклиниться не в свою группу. Да, убедились! Это пара Толи Булатова – все совпадает! Тут уже смотрю штурман с улыбкой машет рукой, Толина голова мелькает и рукой машет, мол давай вперед уходи… Помахали крыльями, добавили оборотов и вперед!

            Еще несколько раз запросили ведущего, тишина. Махнули рукой, решив, что ближе к «дому» появится. Летим спокойно - вошли в график временной.нной.

           

 

 

Минут через 20-25 прошли очередной «поворотный» и прямо по курсу появляется одинокий борт. Летит спокойненько, крыло 16 градусов. Осторожно подходим, не забывая про возможного «ведомого». Запрашиваю позывным – тишина в ответ! Встал слева - точно наш ведущий! Бортовой номер совпадает! Еще ближе – медленно голова летчика поворачивается, стала видна улыбка Володи. Ну, наконец-то собрались! А его все равно не слышно… Только через минуту тихий голос называет  наш позывной. Ну, наконец-то!

 

 

Потом, на земле разобрались – они «поторопились» с первым, осознали но с горяча поставили не тот канал и так в режиме реального радиомолчания шлепали по маршруту, естественно, периодически запрашивая и обговаривая - «куда это мы пропали»?

Минут 10 гордо прошли парой. В Чорткове стоял хороший «минимум» на посадке, разомкнулись, сели. Как всегда бывает после таких полетов –разговоров хватает надолго. Еще на стоянке подошел Толя Булатов, спросил:

- Ну что, догнали?

- Догнали! Куда он с «колеи» денется! 

                                                                                                                                                              (Продолжение следует)

Наконец – то встретились!!!

 

Страница   1    2     3

 
Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz