п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " ДЕБРЕЦЕН, 1982 – 1986 гг. БОМБЕРСКАЯ АВИАЦИЯ."

       Страница 1977 г.в

Страница 2

 

ВЗЛЕТ С КОНВЕЙЕРА.

         Отлетали месяц. Начали самостоятельные полеты в составе экипажа. В середине смены на ЦЗТ подходит Сережка Любимов. Мы сидим перед самолетами, ждем вылета. У Сереги в руках карта и чем-то он озабочен. Спрашивает у меня:

- Саш, расскажи как правильно задание в зоне выполнить, чтобы не уклониться из зоны? (а перед этим на разборе «пороли»пару экипажей )

         - А что вы там выполняете?

         - Ну КРУГ влево, КРУГ вправо…с креном 45…               


На тренаж. Арбузов, Манаев, Ширин, Жибров, Наумов. Дебрецен

 

  Мужики смеются… Ладно с  «кругами», т.е. с «виражами» разобрались. Серега не уходит. Постоял, постоял с картой – опять ко мне.

         - А скажи, что такое «взлет с конвейера»?

         - Ты где это прочитал?

         - Да в книжке какой-то, не помню.

Тут уже я решил «приколоться» и рассказываю… а народ слушает.

- Понимаешь Серега, на Су-24 тут как-то не практикуется этот способ взлета. Во-первых, он дорогостоящий и очень обременительный для батальо- на. Для летчика – без проблем, абсолютно нормально, ничего особенного нет. А вот для тыловиков – настоящая обуза. Вот в Балхаше, на МиГ-25, этот способ применяли и летчики нормально взлетали!

         - А в чем суть-то?          

- Ну как тебе сказать…Ты «конвейер» представляешь? Ну, ленту тран- спортера видел где-нибудь? Правильно!  Так вот батальон за два дня до полетов в начала полосы устанавливает такие цилиндры, сверху прочнейшую ленту. Вся эта ерунда метров 100 длиной! И потом самолет заезжает на этот транспортер, который называется «КОНВЕЙЕР». Раскручивается  лента с грохотом до скорости отрыва самолета и только тогда самолет взлетает … Получается с места!!! Вот что такое конвейер!

         - А…теперь понял…

И пошел Серега к самолету с думой про «конвейер»… На следующий день подходит, смеется и говорит:

- Да, про «конвейер» честно поверил, пока не рассказали…

 


Лазебный В.Н. с тех пор внешне почти не изменился.

БУДНИ…

Первый год прошел очень быстро. Произошла замена. С Возжаевки приехали Валера Пирогов (Петрович), Валера Игнатов, Витя Дудников  и еще много летчиков и штурманов. На следующий год замена с Бобровичей…Старцев, Ушаков…Тут уже воспоминания более осознанные, вернее запоминающиеся.

Вообще, когда прошло месяца три – четыре, то казалось, что в полку служишь уже давно. Всех знаешь, все понятно. С полетами на новом типе тоже без проблем. Командиры также провели «ротацию» через год. Назначили Валерия Николаевича Лазебного.

Тот год, до его замены в Старо-Константинов, показался просто самым запоминающимся, наверно, за все годы службы. Было такое состояние, что наслаж- даешься каждым днем. В полку не было нервотрепки, если за что и «выпорет» командир, так это за дело.

 

 

Наверно не только у меня было такое впечатление о том времени. Сужу об этом в том плане, что в летать в «бомберской» авиации, даже стало нравиться. Ошибся на полигоне – спокойно разобрались, все выяснили – прав или не прав. Нашли причину и летай дальше на здоровье

А тут еще через год, вообще подарок! Закончили строительство и отделку нового штаба. У венгров это здание проходило по проекту «школа». Шикарное здание. Классы просторные, мебель отличная, конференц-зал, всем начальникам по отдельному кабинету (есть где уединиться и отпраздновать любое мероприятие). В связи с этим запомнилось наше «советское» раздолбайство. Определили всем классы, кабинеты… У нас, естественно, возникла задача – как перенести все учебные стенды ? Стоим в классе, чешем затылки и приходим в ужас от того, что придется пробойником и кувалдой пробивать стены! Появляется бригадир – мадьяр, с рабочим. У того в руках мощный перфоратор (в Союзе такие и не видели в те времена) и на плохом русском языке пытаются нам объяснить, «что давайте вам, где необходимо, в стенах аккуратно просверлим дырочки под стенды». Мы обрадова- лись, но тут в класс заходит Клич Н.З, жестом показал, что бригадир свободен вместе с рабочим и «перфоратором»! Мы притихли. Тут же следует задача – «вече- ром, чтоб все висело»! Удалился с мрачным видом. Приступаем к работе. Первый удар внушительной кувалдой и здоровый кусок стены оказался на полу. Смотрим с сожалением, но продолжаем… Стенды большие, все прикроется. Задача выполнена к вечеру, стенды висят… красиво, как и положено в армии на одном уровне!

Окна первого этажа были закрыты решетками, аккуратные полоски металла стояли вертикально и когда смотришь на окно их не видно почти совсем, стоит посмотреть , чуть отойдя в сторону, окно полностью скрыто. Покрашенное в заводских условиях приятной темно-коричневой краской на фоне светло-бежевого фасада, они смотрелись очень красиво. Не знаю, кому пришла в голову мысль их перекрасить в белый цвет. С окон у главного входа были «торжественно» сняты две решетки, комендант штаба и два солдатика принесли бидон белой краски, пульвелизатор, компрессор и …работа пошла прямо у всех на виду. Молочный бидон с краской заканчивался, а должного эффекта от покраски не наблюдалось. Решетки имели ужасный вид. Перешли на покраску ручным методом и два бойца, вооружившись кисточками, продолжили процесс. Строители (венгры), еще крутившиеся в штабе и оформляя какие-то бумаги смотрели с сожалением на эти мытарства и ничего не понимали, почему «советским» не подошли по цвету решетки? Все устали от этого «действа». Краска закончилась, решетки были водружено на место и… было так хорошо заметно, что кем-то организованная акция потерпела крах. Смотрелись они до такой степени ужасно, что были срочно заменены на решетки с торца здания. Больше дурные идеи в голову никому не приходили.

         В эскадрилье менялись летчики, руководство. Долго комэской был Клич Николай Захарович, замкомэской Пирогов, начальник штаба – Миша Аникин. Приятные воспоминания обо всех, честно!

 

          Штурмана наши набирались опыта вместе с нами, теперь и я уже знал , что такое «серийное бомбометание» и главное, «как бомбы сходят»…Надо отдать должное, все штурманы – 82 года (Арбузов, Наумов, Любимов и потом их же одно-кашники - Козачук, Медведев, которые пришли в конце 85 года) были толковыми ребятами и летать (а со всеми пришлось летать довольно долго) было с ними одно удовольствие. Первое время, конечно, были «зеленые», но спустя 3-4 года уровень соответствовал первому классу и, скажу честно, садясь в кабину никогда не думал, что надо что в полете «контролировать» дополнительно. Это уже потом, попадались «кадры», когда и карту лишний раз посмотришь и «методику штурмана на боевом курсе» почитаешь «от» и «до»… А с ними полеты были в удовольствие.

         Может не к месту, но запомнилась столовая в Дебрецене. Мое впечатление, а если честно, то и большинства пилотов, самая плохая в ЮГВ. Причины бог с ним, может даже догадаться каждый. Наша «борьба» с новой заведующей привела к весьма неожиданному, плачевному результату. Кто-то из тыловиков попросил «представителей летного состава» поприсутствовать на профсоюзном собрании, высказать, так называемые «пожелания». Отправились двое – Толя Праведников и Саша Белов. Результат поверг в ужас - списать с летной работы! Все произошло быстро, если Толя Праведников (по-соседски) еще смог удержаться на плаву, то Сашу Белова – списали, по причине естественно не связанной со столовой…


Рабочее место летчика  и штурмана

 

МЯСО «ПО –ЧИЛИЙСКИ».

В Дебрецене летная столовая не отличалась особым кулинарными изысками. Было одно блюдо («второе») и называлось - «мясо по - чилийски». Когда первый раз услышал, интересно стало, заказал. Нормально, вкусно, периодически его заказывали все летчики…

Приехал один раз. видимо впервые, Член Военного Совета из Будапешта и замполит полка, естественно, его сопровождает. ЧВС важный такой дядька, генерал…ходил, интересовался успехами в «боевой», а в основном в «политичес- кой» подготовке. В тот день были полеты, все на аэродроме и замполит, естест- венно, стал «маршрут» строить ближе к столовой. Заходят в «командирский» зал заказали первое. Кушают…

Официантки, что обслуживала обычно «аквариум», в тот момент не оказалось , заведующая… личность довольно интересная, сама не рискнула выйти, дабы не испортить аппетит начальства, поэтому и доверили «рядовой» из общего зала. Она была родом из Закарпатья, черненькая, высокая, возраст за 30 с хвостиком, и могла сказать, что угодно несмотря на звание, но самый большой «прокол» за ней числился в том, что она умудрилась однажды на генерала опрокинуть поднос с борщом… Потом бросила поднос и гордо ушла не извинившись. Простили.

Видимо проинструктированная до слез, заходит - заказывает «второе». В длинном перечислении блюд называет «мясо по - чилийски».

 Реакция ЧВС была просто неординарная…отказался от обеда, выпорол замполита по полной программе и обвинил его «в поддержке антинародного режима Пиночета», а также во всех других грехах! Не знаю, сколько это продолжалось и когда закончилось, но обед был испорчен и визит тоже.

На следующий день, придя на обед услышали (от этой же официантки ) новое блюдо - «мясо по - львовски». Летчики оживились, стали расспрашивать, что это такое? На что в ответ официантка сказала :

- Да отстаньте вы - «мясо по – львовски» это «мясо по - чилийски» и не мудрите мне больше голову!

 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ «КЛАССА».

         Все, кто летал в советское время, знают – если полеты проводятся конце декабря, то это только «минимум» для подтверждения «класса». Можно как угодно это называть, но смысл почти такой же, как – «не оставляй тормоза на конец полосы, а…. на старость!»

         Только заветные четыре посадки при УМП ночью не всегда зависят по ряду причин от самого летчика. Большинство из нас, наверняка, бывали в такой ситуа- ции, когда не хватает одной посадки. Скажу честно, чувствуешь себя довольно неуютно, когда в классе летчики с особым кайфом, красивым почерком заполняют летную книжку с годовыми итогами, а ты числишься в страшных «должниках» у замкомэски и портишь весь полковой отчет!

 


Предполетная подготовка

Так получилось, что первый год переучивания засчитывается «автоматом» для подтверждения класса, а вот второй – надо уже подтверждать как положено. Две «посадочки» красиво легли в летную книжку в январе,  в ноябре еще одна, а вот заветная четвертая… как - то не складывалась. Погода вроде стоит нормальная, «минимум». Но все «что-то» мешает : то полеты прикроют, то борт отказал не вовремя, то в наряде на СКП. А дни в декабре тают, как снег в конце марта. Осталось нас таких ,«горемычных», человека три-четыре. Естественно, ходим «озабоченные». Нашу проблему «отцы-командиры», конечно, понимают и как могут «успокаивают», в смысле – « у бога дней много, успеете».

         А куда тут успеешь, если мадьяры уже в «первой готовности» к своему рождеству приготовились, у всех тоже настроение далеко не рабочее, ведь на календаре отрывном осталось листиков семь и быстрей бы под елочку, только не полеты. Полеты «летать»? Новый год на носу! Но сбылось! Повезло! На «25-е» декабря запланировали полеты, день с переходом на ночь, все нормально. Метеоролог на постановке задачи

 

 

 «обнадежил» -погода будет , самое плохое, что можно ждать –это СМУ. Замкомэска тоже «подколол»- дождались, подтвердите хоть и ПМУ будет, все «спланировано»,»договорено» - руководство не против.

         На душе стало веселей, не скрою, но все равно чувство тревоги оставалось. И как оказалось, не зря…

         Полеты начались вовремя, сложные метеоусловия «натянули» с таким скрипом, только для того, что по плану одна эскадрилья должна отлетать «ЛТУ днем в СМУ», ну и мы конечно со своим «минимумом». Слетал днем. Жду крайний час. Борис Никитич Старцев (замкомэска 3-й АЭ) подошел, рассказал, уточнил - «что и когда». Постоянные выглядывания в окно и просьба к всевышнему, что бы хоть «облачков подбросил» и было не так «стыдно» после посадки крайней докладывать «об ухудшении видимости», была им услышана. По прогнозу к окончанию полетов нижний край понизится минимум метров до 800.

 

Но что-то через три часа после начала полетов облачка становятся все ниже и ниже. А вот это уже совсем не к месту! Дальше хуже - мелкая крупа пошла. Собрались в кучку ( кому «посадочка» нужна), «переживаем»…

         Подошли сумерки, позвонил на КДП (дядька хороший был штатный РП). В ответ одно слово прозвучало :

- На самолет!!!

 Ищу штурмана срочно, а Юрий Палыч Плетка (штурман АЭ) играет в нарды уже 20-ю партию и ему мой полет на полигон 25-го декабря, как зайцу стоп-сигнал!

         - Сейчас доиграю, потом пойдем!

         А когда глянул на часы (привычка всех штурманов) вообще заявил, что рано, до конца полетов два с лишним часа!!!  


Начало летной смены далеко не «минимум».

 

      - Юрий Палыч! В окно выгляни, сейчас полеты отобьют!

         Видимо последняя фраза возымела действие. Плетка Ю.П. – фигуры колоритной такой (кто служил в Дебрецене – помнит), неторопливо пошел одеваться, а я схватив ЗШ к самолету. Только вышел с высотки, начал понимать, что со своим «минимумом» пролетаю как фанера над Парижем. Поземка, сыро, неуютно… от самолетов ребята идут и на ходу слышу :

 - Готовность два…готовность два…

         Отдать должное штурману, догоняет у самолета и сразу под самолет, проверяет бомбу, корябает позывной…Спасибо техникам - они все приготовили, самолет больше не летал, ждали нас на крайний вылет. Сразу в самолет, Плетка не отстает, включил радиостанцию и, еще не пристегнувшись, запрашиваю «запуск».

         - Запуск!

         Проверяем быстро, пристегиваемся. Палыч, как обыкновенно, даже не ворчит. Из под куртки достал кассету с пленкой для РПО, вставил…Докладываю :

         - Вырулить?

         Так как летали в СМУ, полет был на полигон «Надудвар», с бомбой как положено, да и заправка нормальная (кто же знал, что и 5 тонн хватило бы с лихвой). Но борту, стоявшему перед полосой, дают  команду :

         - По полосе, готовность 2!

         Ну, бл… не успел! Все! Приехали!

 А РП тихо так, называя мой позывной :

         - 323, выруливайте…

         Полегчало, но опять не на долго. Перед полосой еще два борта, я за ними пристроился. Им команда… «по полосе…». Штурман вздохнул и сделал попытку снять фото-приставку к РПО, наколенник снимает…

         Докладываю, как положено, «бодрым» голосом :

         - 323, на взлетную!

         - Выруливайте!,- а команды («по полосе») нет.

        Юрий Палыч, оставил приставку в покое, прицепил наколенный планшет и даже успел прикинуть время «удара».

 


Взлетаем

          - 323, Взлет, форсаж!

         - 323, взлетайте, впереди свободно!

         Взлетаем…

А теперь то, что видимо было последние полчаса на КДП : синоптик очумевший от выхода «плохой погоды» зашел сначала к РП, потом к командиру, на ходу глотая валидол (была у него такая привычка, «переживал» сильно, как только погода ухудшалась…). На полетах, как положено, присутствовал генерал Кухаренко (зам. командующего ВВС ЮГВ). Они подумали и командир принял решение: погода действительно портится быстро, да и потом 25-е декабря…мадьяры уже празднуют рождество, а тут ночь и полеты на город… крайняя смена. По ГГС командир дает команду РП :

 

 

            - Всех подсаживай, полеты закрываем! Больше никому не взлетать. Понял?

- Да!

А тут мы  со своей «посадочкой»! Ну и взлетели минут через10-15!

Генерал на КДП с командиром разбираться с РП.

- Кто взлетел? Кто разрешил?

 Не знаю, что он им отвечал, но уже было поздно. И тут пошел снег… Причем не просто снег, а такими хлопьями, что через 10 минут все стало белым бело!

Когда взлетели, нижний край уже был метров 120-130. Штурман сразу в «сапог» (тубус РПО), крутит, настраивает…Ему главное бомбу «донести», а у меня начало закрадываться сомнение «прав ли я взлетев»? Такое ухудшение погоды прямо на глазах, ничего хорошего не сулит, тем более 25 декабря. Еще раньше статистика таких полетов, ни к чему хорошему не приводила. А тут вроде, как сам участвую. Нет, «мандража» не было: во-первых некогда, во-вторых была уверенность, что погода так быстро не портится (до полигона 10 минут, еще через 15 посадка).

Штурман сразу выдал рекомендации :

- Саша! Крыло 60, скорость 1000, разворот на боевой будем выполнять через минуту после прохода ИПМ, боевой курс коротенький, только крен держи больше, чтоб не проскочили.

Нет проблем. Отбомбились. И почти сразу же на канале полигона РБЗ дает курс ко второму развороту. Заходить будем не по схеме, а как быстрей. Полигон рядом с аэродромом, пока гасили скорость, снижались до 600 метров (успели как положено набрать 2000 после сброса). Группа руководства спешила «быстрей» посадить, да и было от чего. Уже при разговоре с генералом пошел снег такой силы, что через 10 минут все скрылось под снегом. Я в воздухе это не прочувствовал, а РП видимо и сам, честно говоря, был не рад, что пошел на эту авантюру…

А мы летим. Режим постоянно меняется, заходим «из-за угла». Понимаю, что рановато выходим на посадочный при такой погоде, нет времени исправить возможную ошибку при заходе, если таковая появится. Вернее время есть всегда, но лучше иметь что-нибудь про запас. РБЗ конечно «погорячился» и я, выполняя его команды, вышел на «посадочный» на удалении 10 -11 км. Вышли нормально, в пределах нормы, но то ли запаздывание включения «курса и глиссады», то ли еще что, приводило к тому, что «директора» постоянно выключались и сама «глиссада»- то включится, то выключится…Шасси, «механизацию» еще раньше в развороте выпустил на снижении. только обороты успевай прибирать. К своему удивлению, на посадочный, при таком заходе вышел и вошел в глиссаду почти хорошо. Ошибку исправил, планки курса и глиссады и «директора» в центре. Но еще в развороте пару раз выключилось САУ,  успевал включать и нажимать «маршрут».

Палыч сидит спокойно уткнувшись в тубус РПО «ищет» полосу, «привязки» делает. Я, так вроде спокойно, намекаю -смотри за САУ и включай когда выбивает. Но вижу бросил взгляд на приборы и дальше в «сапог». Приходится самому ковыряться, а самое главное и времени говорить уже нет. Приловчился и быстренько еще пару раз уже на глиссаде повторил тоже самое (ну скажу неудобно  честно слово!)

А штурман уже что-то уже «мурлыкать» начал бросил фразу :

- Нормально идем!

Причем все это с такой интонацией, как будто мы идем по ЦЗТ к высотке.

Устав постоянно включать САУ, «Демпфер», «маршрут», гавкнул (не время однако!):

 - Палец на САУ и не отпускай!

Но Палыч наверно сглазил своим –  нормально идем.

После «дальнего» провалился под глиссаду…плюс чуть в сторону. РЗП бодрым голосом и все громче подсказывает:

- Ниже…правее…

Понимаю одним местом, что облака вот-вот должны закончиться и полосу увижу. Но пока таким образом «мечтал», ясное дело – пошел вниз. Облачность не кончается, РЗП начал намекать, что рано снижаюсь… В районе 100 метров начались разрывы и вот они огни начала полосы. Ну слава богу! Только что-то «высокая» глиссада, а «посадка» не унимается:

Ниже глиссады! Ниже глиссады!

Да что он заладил ниже, ниже…, когда «выше»!!!

И тут до меня дошло! Впереди «ближний» привод!!! Сразу вспомнилась ката- строфа, кажется в Николаевке, летчик «сел» в районе БПРМ…

Ручку на себя … обороты за 90%. Для начала «горизонт» и … опять очутился в облаках.

Слышу тихий голос по СПУ штурмана :

- Нормально едем, только снижаться надо…

Да тут и так все ясно. Прибираю обороты, снижаюсь…облака закончились где-то на 70-80 м, редкий снег сыпет, прожектора горят, а полосы не видно. Вернее огни полосы светятся, правда, как-то тускло, все в снегу! А 20 минут назад аэро- дром совсем по другому выглядел…

 Садимся мягко, чуть с перелетиком, Парашют, тормоза…Снега много!

Освободили полосу, рулим. Палыч так спокойно говорит, как- будто на тренажере слетали :

- Ну вот, Саня, ты в полку и год полетов закрыл! Сейчас в твою честь красную ракету дадут и класс подтвердил честно! »

-Сейчас, кажется, мы получим по самые помидоры Палыч!

То, что все хорошо закончилось и с первого захода - наверно повлияло и на решение генерала по отношению к «самовольству» РП. Уже наследующий день подошел к нему, сказал «спасибо». Он улыбнулся и говорит :

- Спасибо, что сел нормально и сразу, иначе генерал бы меня сожрал.

 

АЭРОДРОМ «ШАРМЕЛЕК».

В продолжении рассказа о столовой… Весной начались большие учения «Гранит-85». Всем полком, в понедельник, перебазировались на аэродром «Шарме -лек», а полк МиГ-23-х сел у нас в Дебрецене. Летали всю неделю (изображали втор- жение с Запада на священные рубежи  стран Варшавского договора) и в субботу перелет обратно.

Разбалованные жизнью в Дебрецене (второй по размерам и населению в Вен -грии), гарнизон показался до ужаса маленьким. Ну а так, как мы вроде на «войне», за пределы гарнизона не выберешься, тем более и другой «отдых» из-за ежедневных полетов исключался. Все развлечение (после первого знакомства) состояло из посещения столовой и сон. Вроде небольшая (все приемы пищи в две смены, т.к. летного состава в два раза больше, чем у истребителей), но готовят… Это был просто шок для нас, после нашей столовой! Я не говорю, что мы все с какими-то претензиями в этом плане, но после первого визита здесь, разговоров было много.


Вкусная командировка.

 

           Уже вечером, ознакомившись со всеми  закоулками гарнизона и летчики и техники за 30 минут до ужина «прогуливались» у закрытых дверей. В столовой мало того, что просто прекрасно готовили, перечень блюд был просто нескончае- мый (а мы, привыкшие к «мясу по-чилийски» и банальным пельменям), заведующая лично ходила с чайником кофе и добавляла, помимо положенных, еще массу булочек, блинчиков, пирожков и т.д. Заставляла есть и любому что-то заворачивала в пакеты с собой! И так продолжалось неделю! Что еще оставалось молодым здоровым мужикам в командировке.

На полетах двух майоров (Мишу Аникина – начальник штаба АЭ, и Валеру Пирогова – замкомэска) «посадили» проверять пленки ОК, не в самом здании, а в машине-лаборатории, где-то на РД. Сидят - проверяют.

Через два часа подъезжает командирская машина, солдатик выносит плетеную корзину, довольно больших размеров, подходит и говорит:

- Мне надо передать стартовый завтрак двум летчикам (уточняет), двум майорам на ОК с Дебрецена.

Миша Аникин неуверенно взял корзину (размеры и потом содержимое его очень насторожило), приоткрыл.

Петрович тоже проявил заметное любопытство, но сразу после того, как посмотрели, аккуратно закрыли белым полотенцем и говорят :

- Боец! Ты наверно ошибся. Летчики с Дебрецена это мы, но корзинка наверно не нам?

Солдат , еще раз сверив данные ему указания, начал убеждать, что он не ошибся, все сходится: - « и два майора, и два летчика, и ОК!»

- Ваш завтрак, забирайте!

Аникин с Пироговым еще раз заглянули в корзину, а там : целая курица, кольцо колбасы, масло, яйца, штук пять отбивных , кусок сыра, баночка марино- ванных огурчиков, булочки, блинчики и т.д. Завершал весь список красивый кофейник с горячим кофе, которого хватило на звено!

Мужики опять засомневались. Может эта корзина по пути начальству предназначалась (вышестоящих в те дни на аэродроме хватало), а там в машине их «стартовый завтрак» просто закатился куда-то?

Высказали свое предположение бойцу, тот посмотрел на них как на малых детей, поставил корзину на бетон и поехал. С опаской взяли корзину, перегляну- лись, единодушно приняли решение, что такую корзину не осилишь без фляжки…

В субботу нас ждал сюрприз!

Прилетели домой как раз к обеду. Приезжаем в штаб, вышли с автобуса и идем в столовую. Народу много, все пытаются быстрей обедать и домой.

 Но что-то на входе образовался «затор». Задние нажимают, а первые ряды остановились в нерешительности и… не узнают свой летный зал!!!

Столы в белых скатертях, сервировка как в порядочном ресторане, новые приборы… в глазах рябит от закусок на столах…

Все пришли к выводу, что может быть накрыли для начальства, мало ли что, банкет по случаю окончания учений ?

На всякий случай никто не садится, в зале немая сцена…тишина.

Никого нет. Тут забегает заведующая (летчики ее просто не переваривали, извиняюсь).Вся сияет от радости!!!

- Проходите дорогие, проходите! Мы вас ждем -  не дождемся!!! Девоки!!! Быстрей, наши летчики пришли!!!

Заведующая такая любезность, что попроси пива – через секунду принесет!!!

 


Мечта летчика после учений.

Потом нам рассказали… Летчики с Шармелека тоже в понедельник прилете- ли, как и мы, к обеду. Еще не заходя в столовую почувствовали запах соленых огурцов (частенько у нас практиковался «салат из соленых огурцов», который никто не ел, но который регулярно поставлялся из солдатской столовой), ну а когда огласили весь список, «истребители» (молодцы!) просто встали (при чем все) и сказали :

-Мы ЭТО Га…о есть не будем! Мы объявляем голодовку!

В те времена это было серьезно. Сразу прилетел ЧВС, столовую поставили на уши, признав «требования» летчиков справедливыми и всю дальнейшую неделю они питались, почти, как у себя дома. Нам, прилетевшим, было с чем сравнивать.  Так что отобедали мы прекрасно. Но придя в понедельник, мы опять вернулись на круги своя, «ресторан» улетучился как призрак…

 

 

           УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И… УЧИТЬСЯ!!!

         Знаменитое выражение. К нему могу только добавить, что "учиться" никогда не поздно, но лучше своевременно.

Сидим в классе. Командир АЭ подполковник Клич вместе со штурманом АЭ майором Плетка проводят занятия с молодым летным составом "по порядку работы с органами вооружения на боевом курсе". К нам  в полк перевели ребят с Кунмадараша ( до этого они летали на "Су-17", получили 2-й класс и были "брошены к нам на усиление"). "Вылетели" они самостоятельно,  приступили к полетам на бомбометание.

 Я к этому времени, уже два года отлетал на "Су-24", все это было давно пройденным этапом. И вот мы, с Валерой Игнатовым ,сидим на последней парте,  смотрим на часы - когда же все "это" закончится, откровенно скучаем. Народ уже потянулся на футбол, а потом, как положено, пиво (была такая традиция).

 И вот кто-то из летчиков дошел уже непосредственно "до сброса бомб". Начинает рассказывать :

- Лампочка "Огонь" замигала, зажимаю "БК" и жду…Загорелась лампочка "ОГ" постоянным светом происходит сброс бомб!

         Тут я ,вроде бы "про себя", негромко, но получилось так, что все услышали:

- Неправильно!

Командир АЭ со штурманом встрепенулись, а Плетка Юрий Палыч, аж под- прыгнул со стула, да так резво для его комплекции, что все затихли:

- А ну выйди к доске, расскажи как правильно?

Выхожу уверенно (как никак уже два года отбросал бомб предостаточно, днем и ночью) и рассказываю методику работы экипажа перед сбросом бомб.

- Лампочка "ОГ" замигала, откидываю плавно "БК" и жду! В тот момент, когда она загорается("ОГ") постоянным светом, сразу зажимаю "БК". Происходит сброс бомб!

         В туже секунду раздается рев командира и штурмана :

 

- И ты до сих пор еще НЕ ПРИВЕЗ БОМБУ!?

         Я не пойму, чего они возмущаются?  Плетка сразу вручил мне "методическое пособие по технике пилотирования и боевому применению" .Пришлось читать вслух. Я оказался, к моему удивлению, неправ!

Комэска "выпорол" меня, штурмана экипажа, а за компанию… и самого Плетку (я, кстати, с ним довольно много летал!) со всей "пролетарской нена- вистью".

А весь "анекдот" состоял в том, что в самом начале при переучивании, я где-то пропустил этот момент, и три года бомбил рискуя "привезти" бомбу в каждом полете. Штурманы, летавшие на Су-24, (да и летчики тоже) помнят, что "сброс"(при загоревшейся лампочке "ОГ" постоянным светом) происходит за время чуть меньше одной секунды (в "методическом пособии " есть даже расстояние порядка 140-150 метров, которое пролетает самолет до сброса АБ)

На футбол я не попал, пришлось сдавать "зачет" штурману, который "отор- вался" на мне по полной программе…. Вот после этих "занятий" я уже "работал" правильно. Век живи - век учись!


Будни аэродрома Дебрецен.

 

       СЛЕТАЛИ В ЛУНИНЕЦ И ОБРАТНО…

         1985 год в Дебрецене начался с очередного ЛТУ. Проверяла Москва, с перебазированием в Союз, на аэродром Лунинец. Ничего особенного не было в этом, но всех волновал особенно этап подготовки. В то время у нас как раз поменялся командир и, как-то незаметно, объем "работы по рисованию" для летного состава превратился просто в кошмар. Не столько готовились к полетам, как разные группы летчиков рисовали различные "схемы" от стандартных 1.80 на 2.20 и далее все более мелкого масштаба, вплоть до "альбомов" всем проверяющим. Особенно доставалось "талантам", кто мог в руках держать перо и писать шрифтом. Да и нам, "чернорабочим" тоже доставалось, кого талантом бог миловал, сидели в штабе допоздна.

         Судя по плану ЛТУ летчикам отдыхать не придется, два дня и два дня поле-

тов. Техники были более веселей, все таки поездка в Союз как-то разнообразила нашу жизнь.

         Подготовка прошла, контроль проведен, завтра летим. План простой-перелет в Лунинец с работой на Полесском полигоне, потом ночью вылет, опять с работой на полигоне. На следующий день вылет с нанесением тактического удара по Лунинцу. И потом перелет домой.

 


Летим в Лунинец.

Утром, еще до взлета полка ушел Ил-76 с передовой командой. Ближе к обеду и мы взлетели. Как всегда первыми  - первая АЭ, потом не в полном составе мы 3-я, замыкала боевой порядок (в этом ЛТУ ей досталось больше всего) вторая эскад- рилья.

         Первый вылет прошел нормально, все отработали. Правда по горячим следам прошел слух, что кто-то из начальства немного "не донес" …километров 10, но полигон "Полесский" большой, и не такое прощал. В итоге результат "чуть" подтя-

нули (проверка все таки)  и что бы не компрометировать записали его на старшего летчика.

На аэродроме нас встретила настоящая зима, после мягкого климата Венгрии , чуть за 20 градусов приятно будоражило организм. Техники встречали самолеты, уже изрядно приложившись к отечественным напиткам, но на таком морозе все выглядело довольно прилично.        

 

 

Следом за нами и второй «Ил» привез остальных техников. Началась подготовка к ночному вылету. В классе предполетных развесили все наши «шедевры», а их было столько, что еще не все помещались на стенах. Генерал с Москвы, посмотрел и …поменял задачу на вылет с точностью до наоборот. Подготовились. Просто жалко было смотреть на схемы, в один миг ставшей "макулатурой".

Взлетаем ночью, отработали, идем звеном уже на точку. До «маяка» километ- ров тридцать-сорок, на связь выходит комэска 2-й АЭ (п\п-к Козюлин) и доклады- вает:

         - В группе остаток маленький, прошу посадку схода всей группе!

         На самом деле у них были остатки 400-500кг. А получилось все очень просто. Кто-то вверху, при изменении задания , что бы сэкономить время на подготовку, решил подвесные баки не заправлять – «мол должно хватить»!  Штурман эскад- рильи уверяет , что этого мало! Но там решили - хватит. В итоге уже на середине маршрута стало понятно, что не хватает…

 

            Я был ведомым у майора Пирогова. Летим на 1-й минуте, но из обстановки понимаю, что нас протянут, дабы обеспечить посадку второй эскадрильи. Но смот- рю белая лампочка на хвостовом оперении самолета Пирогова стала приближать- ся… приближаться… Видно Петровичу лень было еще что-то крутить над маяком и он решил «притормозить". Стал уменьшать скорость, но все равно догоняю. Посмотрел на скорость уже 400, дальше уменьшать что-то желания не было, доло- жил и отвернул к первому развороту. Правда Петрович не учел, что с малым остат- ком шла вся 2 АЭ. Уже в развороте смотрю - траверзом расхожусь  с его самолетом.  А Пирогов непонятно каким маневром умудрился довернуть по схеме ко второму. Все-таки в итоге мы подошли ко второму развороту на положенном интервале и нормально сели.

 Я после вылета подошел и спрашиваю:

 – На какой же скорости вы летели, если на 400 я вас обгонял?


Ночной вылет на полигон.

 

- Не смотрел, чуть уменьшил скорость и все.

         После посадки летчики только и делились впечатлениями про свои «остатки».

         Переночевали в холодной гостинице, отпраздновать первый день полетов, естественно, не получилось, хотя попытки были, но за нас "победу" первого дня праздновали техники.

Второй день был нормальный как с погодой так и заданием. Спокойно слетали возвращаемся на точку, нанесли «удар», разошлись по разным маршрутам и обратно  минут через 40 заходим на посадку. Снижаемся в плотном боевом порядке над ВПП, распускаемся на первом, но дистанцию держу все равно не больше 500 метров.

         Штурман, еще при подходе говорит :

         - Нет коррекции РСБН, АРК не работает.

         Я и не обратил особого внимания, все равно парой летим, ведущий выведет, ну а дальность и на БЦВС показывает. Тем более видимость прекрасная.

         А причиной этому было решение генерала. Стоит на КДП и когда все три АЭ нанесли тактический удар по аэродрому, говорит РП :

- Полк удар нанес? Нанес! Аэродром уничтожил? Уничтожил! Теперь выключай все к ядреной матери!

         Руководитель полетов все выключает, оставляет только командную радио- станцию и… руководит.

         Выполняет Петрович второй, я сразу за ним так метров 400-500 держу. Самолет ведущего, вот совсем рядом маячит, видно хорошо , дальность у меня 20 , высота 600.

         Но перед этим, когда мы выполняли "первый" опять! в эфир выходит командир 2 АЭ и говорит :

- Группе посадка сходу! Остатки в группе 500-600 кг!

А им еще лететь порядочно, а как потом оказалось остатки на посадке были по300-400, а у кого и меньше…То есть вчерашний день опять повторился на 100%, а вина не эскадрильская (там как раз были умницы штурмана), начальники опять «настояли» в целях сокращения времени!

Летим, понимаю, что сзади подходит вторая, но не думал, что так близко. Высота 600, дальность 17…докладываю, а как только кнопку отпустил, слышу позывной Саши Пахомова (2АЭ) и его доклад точно с такими же параметрами. Не верю, я ведь "тут", а его не видно. Быстро говорю штурману :

- Смотри по сторонам, где-то Пахом рядом!

- Да нет никого!

А сам вращаю глазами во все стороны, кроме самолета ведущего, нет никого.

Поднимаю голову вверх и…колеса Су-24, грязноватый живот все буквально в нескольких метрах. Сказать ничего не мог штурману от неожиданности, только прошептал :

- Вверх посмотри.

Серега Любимов аж «присел» в кресле! Понимаю, что «шевелиться» нельзя, ручку тоже от себя не отдашь, уж очень близко, можно килем чиркнуть. Нам повез-

ло, что оба борта шли по одной траектории в этот момент. Тихонько прибираю обо-

роты и плавно-плавно отстаю… Смотрим Саша Пахомов уходит вперед и вниз по глиссаде.

Ну, думаю, нормально пристроюсь за ним, делаю маленькую змейку и отстаю. Но тут же слышу, что его ведомый Володя Шашков тоже с маленьким остатком пытается опять сверху втиснуться между нами. Нет, а мне куда деваться?

Вообщем, держусь на дистанции метров 200-300, чуть отошел в сторону. Дальность 8 км, прекрасно! Как раз на посадке еще чуть отстану и все будет классно.

         Сели нормально и РП и ПРП молчат. Следом за нами садилась вся «бедолаж ная» вторая эскадрилья. Ведущий (Пирогов) только повернул на РД говорит штурману :

 


Полет заканчивается…

  - Леша (Бзовский) посмотри, Жибров там нормально сел, не отстал ?

- Жибров вон  только парашюты сбросил, а за нами честно говоря борт Пахомова заруливает…

         - Не понял? А это как?

         Когда все сели, техники стали загружать все барахло в самолеты и готовиться на вылет. В «шахту» грузили самое ценное, многочисленные коробки, сумки… Аккуратно и тщательно все перевязывали, перекладывали. Все спиртное, что было в округе Лунинца, было скуплено и теперь перекочевывало на самолеты. Потом последовал тщательный инструктаж, «что» и «куда» после прилета положить.

 
 

         Собрались в классе, ждем указаний на вылет. Однако возникла пауза, затем еще перенос на полчаса. Сказали, что «дома» ( в Дебрецене) нет погоды. А время уходит. В Венгрии есть особенность зимой. Когда погода неустойчивая, днем немного раздует туман или дымку, а после двух часов погода резко ухудшается, практически ниже минимума. Вот и мы попали в такой день. Однако, хоть и с опозданием, быстро провели «предполетные» и бегом на самолеты. В Лунинце погода тоже немного стала хуже. Если дневной вылет выполняли при нижнем крае

1500…1800 метров, то сейчас облачность стала темнее и гораздо ниже.

         Первый борт взлетевший еще на форсаже вошел в облака (нижний край примерно метров 150). Но нам - то это никакой роли не влияет. Пошли взлеты, полк взлетел. Но самое интересное, минут через 20 аэродром закрыло таким снегопадом,

что ВПП, стоянки и даже Ил-76 завалило так, что они смогли подготовить аэродром и прилететь , только дней через 5. Оказывается мы вовремя взлетели !

         Летим домой в том же боевом порядке : первая, третья, вторая. Высота 5000, боевой порядок одиночный…тишь да благодать! Подходим к границе, впереди Чоп. Земля, хоть и плохо, но просматривается под собой. Захотелось взглянуть на КСП

(контрольно-следовая полоса), ее в хорошую погоду видно отлично. Смотрю влево, чувствую прикосновение штурмана, оборачиваюсь…

Серега смотрит на меня, улыбается. В руках бутылка пива «Жигулевского» и громко говорит, но не по СПУ :

         - Саша! Давай хоть одну бутылку пива, за возвращение на "родную" землю!

         Кручу пальцем у виска, показал кулак и машу – убери!

         Нет, смотрю Серега перекрикивая шум, говорит :

         - Да по чуть-чуть.

         Пришлось заехать в лоб по ЗШ. Сразу подействовало. Начал упаковывать в

сумку справа за креслом. Судя по звону, там была не одна..

         После границы до дома рукой подать. Снизили до 1500…все серо, но земля через рвань просматривается. Солнца нет, время почти к сумеркам, но садимся «по-

дневному». Только перешли на стартовый канал, сразу в эфире появился непонят-

ный ажиотаж. Заместитель командира, п\п-к Киреев Леонид Иванович, садился первый как «доразведчик» и сразу после посадки, еще находясь на ВПП тревожным

голосом передал РП :

         - Срочно газик мне, я на СКП!

         А в это время всем бортам пошла команда :

- Всем заход в «автомате»! Прожектора по - дневному! Огни подхода включены.

         Начала садиться первая эскадрилья и РП и ПРП практически не "отключа-

лись :

         - Полоса под тобой!…Высоко!…Задержи!…Снижайся!…

         Честно говоря такого не было никогда. Тут уже голос Киреева начал конкрет-

но команды давать, еще более жестко. Такое впечатление, что видимости совсем

нет. Смотрю по сторонам, да вроде нормально! Серо, темновато, но земля под собой просматривается. Тут как раз на траверзе и город сам стало видно. Не пойму, что за паника? Со штурманом еще переговорили, «мол что за неразбериха», такое впечатление, как будто садиться разучились на своем аэродроме.

         Вышел на посадочный, дальность 30, высота 600…нормально, пока ничего страшного. Включил «автомат» - летим, а ПРП (т.е. Киреев) продолжает «усажи –вать» почти  каждый экипаж. Но когда впереди появился «дальний» стало понятно, внизу сплошная облачность с верхним краем метров 150-120…

         Оказывается, прогноз был очень плохой, отсюда и задержка с вылетом. Видимо в последний момент командир принял решение, но погода испортилась к нашему прилету совсем - аэродром просто закрыло туманом…

         Прошли «дальний» и практически сразу вошли в «молоко». «Автомат» вел довольно хорошо (спасибо группе ПНК, которая, скажу честно, очень ответственно подходила к этому вопросу и на любое замечание летного состава реагировала не -медленно), поэтому, не дыша, дошли до «ближнего». По руководству надо отклю- чать автоматический режим, но не тороплюсь…впереди ничего не видно. Только планка глиссады пошла вверх, отключил «автомат», а штурман начал отчет высоты, сам же все внимание на «курсовик». Самолет летит не шелохнется, но впереди все равно ничего нет. Правда в этот момент голос Леонида Ивановича с СКП немного успокоил, видимо увидел фары и произнес :

         - Нормально идешь, на глиссаде!

         И в этот момент, а высота метров 30 не больше, стало появляться мутное пятно прожектора. Крайний отсчет высоты метров 15-20 совпал с не «видимостью» земли, а скорее ощущением, что это была она! Штурман, как в гражданской авиа-

ции, надо отдать должное, четко диктовал высоту…30…25…20…15…, потому что ничего не видел.

- Полоса перед тобой! Находишься в створе! - это Киреев еще уточняет заход.

И вот наконец показался торец ВПП, уже с явно горящими прожекторами. Что самое интересное, вышли точно по оси ВПП (правильно говорят – «не мешай самолету лететь и все будет нормально»!). Дальше уже совсем просто, спокойно досаживаю самолет, парашют, тормоза… Еще не освободив полосу, начинаешь понимать, что туман уж очень хороший! Тихонько зарулили на старую полосу (она использовалась как ЦЗТ) догнав впереди рулящий борт Пирогова. Техники встре -чали проявляя не виданную заботу, какие-то притихшие - притихшие, но глаза радостные.. Открываю фонарь, но не выключаю радиостанцию, тревожно слушаю радиообмен экипажей заходящих на посадку… ВПП наверно была на расстоянии не более 200 метров, а слышно было только грохот самолета выполнившего посадку и можно было только по фарам догадаться, что впереди самолет на ВПП.

         «Бедолажной» второй эскадрильи опять «повезло» больше всех! Они сади -лись почти ночью. Даже по сравнению с нами, а разрыв не более 10-15 минут, но условия у них были еще хуже.

         Сели все. Не было ни одного повторного захода или ухода на второй круг. Причем садились все довольно мягко, потом никто не пожаловался на разбитый «стеклянный багаж». Конечно, потом отпраздновали окончание ЛТУ, поговорить было о чем, особенно второй эскадрильи, им правда что-то не везло в этот раз.

         А Серега Любимов на следующий день уже подошел и говорит :

         - Да, командир, ты был прав! С пивом я точно погорячился…    

 (Продолжение следует)

Страница   1    2     3

 
Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz