п-к Жибров А.В.
 

Жибров Александр Владимирович

Закончил Барнаульское ВВАУЛ в 1977году

Короткие рассказы воспоминания " ДЕБРЕЦЕН, 1982 – 1986 гг. БОМБЕРСКАЯ АВИАЦИЯ."

       Страница 1977 г.в

Страница 1

 

 

В 727 БАП, в Дебрецене, попал по стечению обстоятельств. В полк по замене направили «блатного», а он летал на Як-28П (перехватчик), возраст – за 35.

Радости у командира это не вызывало в те времена. Это сейчас  в ВВС считается такой возраст, как «молодой, перспективный», а тогда были другие понятия. Вот и сделало командование «ротацию» по личному составу с разведполком в Кунмадараше.

         Уходил с плохим настроением, так все это было против моего желания. Тем более сам перевод произошел за несколько часов, прямо на полетах. Пошел на ноч-ные полеты , а вернулся часа в три ночи с паспортом, открытой визой и командиро- вочными документами в Липецк. А в 6.00 сел в поезд «Карцаг – Будапешт» и вечером «почтовым» рейсом Ту-134 были «выброшены» без копейки в кармане на аэродроме Чкаловский. Суббота, ночь, мороз…Естественно, два офицера никому не нужны, т.к. карманы пусты… 

 

 

            Еще в самолете задумались – а деньги на «трамвай» где взять? Попытка поговорить с экипажем ни к чему не привела (наверно они это слышат каждый раз). Остальной контингент, от наших просьб «занять стольничек - мы вышлем» - только выражал сочувствие.

Наше внимание (последняя надежда!) привлек полковник (тыловых дел мастер), занимавший в «почтовике» весь «люксовский» салон с семьей и вещами. Бросили на пальцах - кому идти. Выпало мне. Захожу, а там уже празднуют скорое прибытие на родную землю! С разрешения передал наше «пожелание» обзавестись советской валютой, мол срочная командировка, переучивание на авиационный комплекс и т.д. и т.п. Мой вопрос в том салоне прозвучал, как если бы в Сахаре у кочевника попросили водные лыжи… Понимая, что он «последний», кто может помочь, не ухожу… Конечно налички у полковника не оказалось, но чтобы я не мешал, обнадежил помочь после прилета.

Вперед, в Чкаловское!

 

Процесс прохождения таможни нами вызвал смех у мужиков с этой органи- зации – кроме паспортов и смены белья ничего не предъявили, а вот остальных пассажиров мы дожидались долго, более часа. В это время стали свидетелями нервного стресса у «отслужившей свой срок» в Венгрии представительницы воен- торга, когда при подсчете ее вещей не хватило «коврика» 3 на 4 под названием «паутинка»…Слез было столько и крика, что поневоле хотелось проверить свой портфель, может «туда запропастился ее ковер»? Небольшой зал все немногочис- ленные пассажиры покидали сразу, а мы с Толиком «блокировали» все выходы, чтобы не пропустить тыловика. Под полковника уже стоял «Рафик», вещи загруже- ны, а судя по попытке его взгромоздиться на место рядом с водителем (неудобный в этом плане автомобиль) – поняли, что останемся без денег! Закрыть дверь недали, напомнили… Наша настойчивость была вознаграждена и взяв адрес прапорщика (водителя «рафика») стали обладателями 65 рублей.        

 


Новая матчасть ФБА.Су-24.

         Потом гостиница, воскресенье. Саша Гужов, бывший однокашник, привез заветные 100 рублей и, купив билеты на поезд, сдача была «оставлена» в Чкаловском.         

Липецк встретил зимней погодой, отсутствием гостиничных номеров на двоих и с первых часов в Центре было ясно, что группа уже занимается несколько дней. На Су-24 переучивался полк с Кшивы и мы влились в их состав, но как отдельная группа ЮГВ.

         Второе мое пребывание в Липецке облегчало практически все. Все «подвод- ные камни» такой командировки были знакомы, да и время прошло после 79 года совсем немного, так что процесс пошел знакомой дорожкой. Поселили в номер со штурманами (всего 9 человек) и было смешно со стороны видеть «поведение» мужиков, которые приехали первый раз.   

 
 

          Уже перезнакомившись, а подружились с Юрой Абрамовым и еще несколь- кими ребятами, позволил себе дать несколько советов. Они сначала были воспри- няты с улыбкой, несерьезно, но недели через три, когда стали заканчиваться деньги, телеграммы с текстом: «Люблю. Целую. Вышли 200.» - уже не воспринимались женами – не раз слышал слова благодарности от ребят.

         Сначала дни шли медленно, а потом их бег заметно ускорился. Одно удруча- ло, что надо ехать на новое место службы. Но учеба шла и то время тоже вспомина- ется, как хороший (но короткий) отрезок жизни.       

ПОВЫШЕННАЯ ВЛАЖНОСТЬ.

Все, кто был на переучивание в Липецком Центре БП, добрыми словами

вспоминают ту атмосферу дружбы и доброжелательности, которая возникала даже, с еще вчера, незнакомыми людьми.

Попали мы в группу летчиков и штурманов с аэродрома Кшива (Польша).

Летчики, летавшие до этого, на «МиГ-27» с явной неохотой переучивались на само-лет ФБА Су-24.

Мы прибыли с опозданием дня на три, а процесс учебы уже шел полным ходом. После нескольких дней общения стало совершенно ясно, что штурманов, как «класс», там не видят в упор. Мест в гостинице не было и нас подселили в номер к штурманам, номер хороший, просторный, человек на девять…

 

 

НОВОЕ МЕСТО СЛУЖБЫ – ДЕБРЕЦЕН.

         Отучились в Липецке, приехали в Дебрецен. Настроения, естественно, нет никакого. Радости от такого варианта, оказаться после «разведки» в «бомберах», не было. Представились командиру. До Нового года оставалось пару дней. Еще через пару часов поехали обратно в Кунмадараш с отпускными билетами в руках. Как объяснили – «отдохнете», а потом приступим (там свои планы были).

Тут и отпуск в тягость, с квартирой – неопределенность. Когда «соблазняли» переводом – обещали, приехали – лучший вариант - с подселением, поживите немного…

Но за отпуск все утряслось, приехали, разместились, вышли на службу.

 

 

           Ясное дело, попали в третью эскадрилью. В Липецке знаний набрались «много», как и все, кто там учился. Первые зачеты (запомнился инженер по вооружению и его вопрос о «серийном бомбометании») показали, что надо «учиться, учиться и учиться». Берешь в руки Методическое пособие и учишь. С техникой разобрались, а что вокруг?

Первое впечатление – свобода! Если в Кунмадараше все «крутилось» в гарнизоне, то тут, чуть ли не первый перерыв на обед, дал понять, что живем теперь в городе. В 12.30 в классе началось оживление среди летчиков, а еще через 5 минут, все «медленно» рванули в столовую. К 15.00 опять полный класс и до конца работы только и слышишь - кто? где? во время обеда был в городе. Судя по впечатлениям, их можно было набраться только съездив из Кунмадараша в Будапешт, а тут за пару часов!

           

Аэродром Дебрецен. 1983 год.

 

Буквально на первом построение наблюдаем такую картину – командир полка (Постоев А.Н), так скромно прочитал «лекцию» личному составу о том, что некоторые летчики (те, кому предстояла замена в этом году) неправильно себя ведут - возвращаясь из поездки по продаже личных вещей братскому венгерскому народу, почти в полночь, шумно поднимали на пятый этаж «непроданный шкаф». А так как они были «уставшие» (от многочисленных обмываний каждой, успешной и наоборот, проданной вещи), весь этот процесс сопровождался ненормативной лексикой и очень громко выражали недовольство тем, что утром шкаф «нормально проходил во все двери, а теперь не хочет»!

Невольно вспомнилось, как мы с Сашей Прониным в Кунмадараше, ночью шли в корчму договариваться о продаже телевизора (все это выглядело как будто находишься в логове врага и предстоит встреча с нелегалом, любая ошибка и в 24 часа…), а тут - глазам не верится :

- Товарищи летчики! Надо Вам что-то продать, дайте заявку в батальон, возьмите машину, мало – прицеп, но только будьте добры к 18.00 приехать, а не шарахаться по ночам и не будить людей!

         Ну, думаю, попал в какой-то санаторий! Многое запомнилось, город есть город. Красивая архитектура, есть где отдохнуть, а главное, такое по местам службы нигде не встретишь в Союзе. В свободное время  народ отрывался по разному.

Но главное, конечно, полеты.

Определились с экипажами. Нам с Толей дали выпускников 82 года. У меня Серега Арбузов, у него Женя Наумов. Вместе с ними Серега Любимов и , кажется, еще кто-то. Начали летать.

         Самолет понравился - все равно, что с «запорожца» пересесть в «волгу» по тем временам. Но тоска по Яку все равно оставалась долго.

 


Самолет
Су-24.

Третья эскадрилья представляла сборную «солянку». Звено заменялось в Возжаевку, каждый занимался своими делами, а за днями полетов и предваритель- ной время пролетело очень быстро. Запомнилась первая зима. Наш класс был в казарме на первом этаже. Рядом библиотека. Если мы с лейтенантами на первых порах в основном читали РЛЭ и Методическое пособие (восполняли липецкий пробел), то остальные взяв в библиотеке какой-нибудь толстый роман, сидели сгрудившись у печки. Печка - была своего рода ритуал. Холод в классе с утра был зверский. Кто-то шел за углем, растапливал печь и уже через час в «зоне поражения» трех-пяти метров было просто в кайф сидеть и греться. Кто читал, кто дремал…

Замкомэска - добрейшей души человек, доведет плановую  и больше началь- ства не видишь весь день. Что непонятно – ребята расскажут, пояснят – проблем в этом плане не было.        

 

 

В день предварительной мы в класс попадали только перед обедом. Причиной тому, заместитель командира по летной подготовке полковник Павловский. Хороший дядька. По возрасту - в годах (в сравнение с нами), звание полковника получил в Воронеже, как летчик-снайпер (что бы в полку был заместитель командира полковник – редкость в те времена!). С ним впервые столкнулся еще при сдаче зачетов. Идем сдавать РЛЭ. Время было – листаю книжку. Мой командир звена, Коля Ибраев, глянув на РЛЭ, спросил:

         - К Павловскому идете?

         - Да.

         - Прочитайте «взлет» и «посадку», достаточно.

Приходим в комнату планирования. Представились. Павловский долго и мучительно находился в раздумье, какой бы вопрос нам задать из области аэроди- намики и РЛЭ… Наконец минут через пять устало проговорил:

         -Тебе - «взлет», а тебе - «посадка».

Что он будет спрашивать - знали все в полку!

         Но самое интересное было после постановки задачи. Постоев зачитал «постановку» - на все минут 15, подали команду: -«Товарищи офицеры!» Начал собираться, но все вокруг сели и каких-либо попыток идти в свой класс никто не делает. К доске выходит Павловский. Следует несколько уточнений по полетам и…начинаются рассказы: то про «мопед в Германии», то «про работу на бульдозе- ре», то про «рога в немецком музее»…Практически это было всегда.

«Предварительная» начиналась у нас после обеда. А если учесть, что боль- шинство слышало это не один раз, слушали и… заполняли полетную документа- цию.

         Запомнился на всю жизнь рассказ про мопед…

- В Германии, когда служил, купил по случаю мопед. Ну, мопед всем фору даст мотоциклам. Никто обогнать не мог. Еду как-то с рыбалки скорость 70!

 (в классе тишина).

- Еду в гору, подъем такой крутой и затяжной! -(тишина)

- Еду не один, со мной амбал такой здоровый, килограмм на 100! - (тишина)

- У каждого по два рюкзака полные рыбой! Килограмм по 30!

Все молчим.

- Да, забыл! А сверху еще лодка надувная двухместная, надутая!           

Класс взорвался от смеха.

Страница   1    2     3

 
Сайт управляется системой uCoz

Сайт БСШИ с ПЛП

Rambler's Top100   Выпускники Барнаульского ВВАУЛ
 Автор и редактор Сайта - Егоров Валерий  Витальевич   E-mail: bvvaul-barnaul@mail.ru  
Сайт управляется системой uCoz